Люди

Друзы в Израиле
«Светленькие» и «темненькие» родные израильтяне
Царь Ирод Великий и ужасный
Люди в Израиле
Межнациональная израильская любовь: Андрей и Мирьям

Алек Д. Эпштейн
Доктор наук, преподаватель кафедры социологии и политологии Открытого Университета Израиля и Еврейского Университета в Иерусалиме.
Просто люди на улицах израильских городов.
Просто люди на улицах израильских городов.
Просто люди на улицах израильских городов.и
Просто люди на улицах израильских городов.и

Израиль - страна людей


Сегодня, когда Государство Израиль уже отметило 65-ю годовщину своей независимости, когда о нем изданы тысячи книг на разных языках, в том числе сотни – на русском, когда численность посвященных ему порталов исчисляется десятками, а статей и информационных сообщений – миллионами, каждый, кто продолжает про Израиль писать, рано или поздно должен ответить хотя бы себе самому на вопрос о том, зачем он это делает. Что еще не сказано, не написано? Что нам есть добавить, а чего, пожалуй, добавлять не стоит?

Нет смысла спорить – земля вращается вокруг солнца

Будучи автором увесистой стопочки книг и сотни с лишним статей об Израиле – стране, где я живу большую часть года уже двадцать один год, где я в значительной мере сформировался как личность, и которую мой сын считает чуть ли не своей родиной (сам я ни к какой стране никогда таких чувств не испытывал и едва ли когда-нибудь испытывать буду), я, понятно, не могу себе эти вопросы не задавать. Если говорить начистоту, мне представляется в равной мере бессмысленным как публиковать очередные сочинения о «божественном чуде еврейского национального возрождения», так и издавать книги, в которых отвергается само право на существование еврейского государства – или ведется полемика с теми, кто отрицает это право. Этот круг мы уже прошли, и прошли не один раз, его повторение едва ли обогатит нас новыми интеллектуальными находками. Израиль – политическая данность, это государство никуда не исчезнет, и живущие в нем сегодня пять с половиной миллионов еврейских жителей не вернутся туда, откуда уехали они сами, их родители, бабушки и дедушки. Это всем понятно, это не нужно никому доказывать, как нет необходимости спорить о том, вращается ли Земля вокруг Солнца. Наверняка немалому числу людей это не кажется очевидными, но какой смысл спорить с утверждениями о мире, стоящем на трех слонах? Мы очень часто занимаемся «хасбарой» (разъяснением - прим. ред.), не понимая, кому, собственно, зачем и что мы (и кто – мы?) хотим объяснить. И уж совсем почти никогда не задаемся вопросом о том, каков был эффект затраченных пропагандистских усилий.

Эти усилия лично меня печалят много чаще, чем радуют. В частности, нужно, мне кажется, прекратить валять дурака в заигрывании с «наследием предков»: предки у нас были разные, наследие они нам тоже оставили очень разное, а задачи, которые решаем мы сегодня, предкам решать не приходилось. Все же не ищут греки выхода из экономического кризиса в милых сердцу мифах и легендах их древности, и нам едва ли следует искать в мифах и легендах древности якобы нашей первопричины или тем более панацеи от сегодняшних бед. То, что парадигма светского гуманизма, основанного на уважении к правам человека и научному знанию, в общественной полемике русскоязычного Израиля не представлена практически вообще, – факт, с моей точки зрения, необычайно грустный. Перед Государством Израиль стоит немало весьма сложных проблем, которые никоим образом не рассосутся и не разрешатся от обращения к тем или иным трансцендентальным иллюзиям, и никакие из них не могут быть решены с божьей помощью в большей мере, чем проблемы любых других стран – будь то Греция, Италия, Испания, Ливия, Сирия, Йемен или любая другая, исправно снабжающая новостями о своих трудностях ленты информационных агентств.

Не отрицая право евреев на свое место в политико-правовой структуре семьи народов и не отстаивая при этом тезисы об их «богоизбранности», важно при этом не впасть в другую крайность, заключающуюся в принципиальном уходе от рассмотрения идейных вопросов как таковых. Да, идеологии не в состоянии никого накормить, но они дают миллиардам людей смысл и оправдание своего коллективного существования, и потому уход в сугубо технологические вопросы, какую бы практическую пользу не принесло их разрешение, не может удовлетворить пытливый ум современного человека.

Израиль – наш «национальный дом»

Государство Израиль в целом представляет собой реализацию одного из наиболее радикальных идеологических проектов в новейшей истории человечества, и потому уклониться от рассмотрения тех идей, концепций и доктрин, которые составляли и составляют сердцевину мировоззрения его основателей и лидеров и коллективного сознания широких слоев его граждан, невозможно в принципе. Не забудем и о том, что Государство Израиль было изначально задумано как решение проблем евреев диаспоры, поэтому его «социальные» границы не совпадали и не совпадают сейчас с его границами географическими. Учитывая, что большинство евреев мира жили и живут за его пределами, определяя себя как «государство еврейского народа», Израиль позиционирует себя как родину и «национальный дом» для нескольких миллионов человек, не являющихся его гражданами, которые, однако, по действующему в стране законодательству, это гражданство могут в любой момент получить.

При этом имеет смысл признать уже наконец, что ждать новой массовой иммиграции Израилю неоткуда (да и сейчас более половины прибывающих «репатриантов» имеют очень сомнительное отношение к еврейскому народу). Рождаемость среди арабов снижается, но она снижается и среди евреев (если не принимать во внимание иудейских ультраортодоксов), в результате чего процент арабов среди граждан Израиля неуклонно растет, и дальше будет расти еще быстрее, потому что сейчас еврейская эмиграция из Израиля превышает еврейскую иммиграцию в него. Поэтому чем больше еврейские националисты будут объяснять арабским согражданам, что они в Государстве Израиль – не более чем бесправные квартиранты, тем больше вероятность того, что имеющие израильское гражданство арабские граждане поднимут национальное восстание, как они подняли его против британских мандатных властей в 1936–1939 годах. Перспектива подобной национально-гражданской войны должна приниматься в расчет.

Можно сказать поэтому, что движение в сторону максимально полной и равноправной интеграции арабов в израильское общество критически важно для евреев-израильтян. Именно ощущение, что Израиль - и их страна, что им есть, что терять - может, как представляется, в долговременной перспективе спасти Израиль от исчезновения в арабоязычной ближневосточной исламской цивилизации (при этом есть основания полагать, что, несмотря на сравнительно недавний визит Папы Римского, христиан Ближнего Востока от подобной судьбы не спасет уже ничего). Израиль – общая страна евреев, арабов, друзов и бедуинов, и только если и арабоязычные сограждане будут ощущать общность политической судьбы с евреями, есть надежда сохранить эту страну единой и тогда, когда не только у Пакистана, но и у других мусульманских стран будет (а будет это довольно скоро) ядерное оружие.

Чтобы выжить и сохраниться, Израиль должен быть не государством-крепостью, где, как говорил Игаль Ядин, «каждый гражданин – солдат-резервист, находящийся в увольнительной одиннадцать месяцев в году», а свободной, открытой, плюралистичной, мультикультурной и мирной страной, где бы люди разных национальностей, профессий и гендерных идентичностей чувствовали себя дома, чтобы эта страна была не военным и бюрократическим, а духовным центром еврейского народа. Пожалуй, с точки зрения сионистской идеологии, в этом случае только и можно будет говорить о ее торжестве.

Если же и когда евреи станут «как все народы», в худшем смысле этого слова, наглухо запершись в своей иудейской религии и своем национальном государстве, тогда-то они и перестанут быть евреями; то есть внешняя обертка останется, а смысл и содержание исчезнут. Уникальность еврейской коллективной судьбы отличается чем-то совсем иным: многовековой жизнью на положении меньшинства в диаспорах, как следствие – уникальной адаптивностью, многоязычием (в ХХ веке десять евреев получили Нобелевские премии по литературе; один из них писал на иврите, один – на идише, остальные – по-английски, по-французски, по-русски, по-немецки и по-венгерски – у какого еще народа есть что-то подобное?), высоким статусом образования и учености, чувством отверженности/аутсайдерства (поэтому среди еврейских интеллектуалов высок, в частности, и процент гомосексуалов), чувствительностью к страданиям «другого», космополитизмом (еврей Л. Заменхоф придумал эсперанто, и это не случайно) и т.д.

Еврейство уникально именно своим многообразием

И если уж так сложилось исторически, что евреи живут в разных странах, говорят на разных языках, принадлежат к разным культурам и конфессиям, этот внутренний плюрализм важно сохранить. Как представители народа, на протяжении многих веков подвергавшегося беспричинным преследованиям, евреи могли бы быть особенно чуткими в отношении беспричинных коллективных преследований кого бы то ни было. Пока этого, увы, не происходит, хотя к этому общечеловеческому выводу подводит весь опыт национальной истории еврейского народа.

Людям естественно любить других людей

Мне кажется, что люди не должны любить страны, людям естественнее любить других людей. В русскоязычном мире Израиль, кстати, куда более любим, чем любимы израильтяне, к которым отношение зачастую надменное, высокомерное и даже хуже. Многогранная израильская культура не интересует в этом мире почти никого, если только ее не подать под приторным соусом реального или мнимого русского происхождения. Мне бы хотелось пожелать этому порталу стать площадкой для искреннего и честного обсуждения настоящего и будущего тех людей, которые, в той или иной мере, связывают свою судьбу с судьбой этой страны. Святая Земля, Земля Книги и т.д. и т.п. – про это всё уже давно сказано, и от этого больше вреда, чем пользы. Давайте посмотрим на эту Страну как Страну Людей.

Разных людей, которые и сделали ее тем, чем она является.

Алек Д. Эпштейн
Доктор наук, преподаватель кафедры социологии и политологии Открытого Университета Израиля и Еврейского Университета в Иерусалиме.
14
люди израиля, история

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »

 
Родная    24.01.2015 в 21:25
Статья откровенная, спасибо за ваше мнение, интересно было прочитать.
vk
 
Юрий Резник    15.01.2014 в 21:57
Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.
vk
 
Ирина Тодорчук    04.01.2014 в 18:25
Ценность страны - его народ! Израилю очень повезло в этом плане )