
Люди в Израиле концептуально разделяются на «светленьких» и «темненьких». Так и буду называть их: «светленькие» и «темненькие» израильтяне. Почему они разделяются, ведь все евреи произошли от Авраама? Возьмите, например, яблоки. Они тоже различаются между собой – желтые - сладкие, зеленые - чуть кисловатые и т.д. Так же и израильтяне – мы есть всех сортов и видов, и у всех – своя уникальность.
Израильское общество – так и называет себя на иврите – «котел плавления» (ивр. – כור היתוך), так как приехали мы сюда из самых разных концов света. Настоящих, коренных израильтян в Израиле реально мало, буквально считанные проценты. Подавляющее большинство страны – это приезжие, так называемые репатрианты, в том или ином поколении. Волны репатриации, как их принято называть, начались с конца 19-го века. До этого еврейское население земли Израиля составляло около 30 тысяч человек, оно было, в основном, религиозное. Евреи жили в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне.
Вообще, начало возрождения страны положили «русские». Да-да, именно на этом языке в конце 19-го и начале 20-го века изъяснялись первые репатрианты. Основной причиной репатриации тогда стали волны еврейских погромов, прокатившихся по Российской Империи и Восточной Европе. Первые переселенцы - были религиозные сионисты, хотели построить еврейский рай на исконно своей земле.
За первыми двумя волнами репатриации последовала еще одна из Восточной Европы после 1-й Мировой, потом еще одна до 2-й Мировой, вследствии увеличения антисемитских настроений с приходом нацистов, потом, после ужасов Катастрофы Еврейского Народа в страну до начала 50-х продолжали приезжать выходцы из Европы и немного из стран Северной Африки.
В начале 50-х в Израиль стали репатриироваться в массовом порядке евреи Марокко, Ирака и Йемена, следом за ними репатриировались евреи из Польши. Паралельно шли потоки из остальных стран мира, в том числе Европы, Аргентины, Америки и др. В 70-х произошла первая в волна репатриации из СССР, тогда приехало примерно 163 тысячи человек. Десятки лет спустя, в 90-х, произошел второй массовый исход евреев из стран бывшего СССР. За 10 лет в Израиль приехало около миллиона людей. Сегодня в Израиле каждый пятый знает в той или иной мере русский язык. Он у нас, правда, очень своеобразный, но об этом потом.
По сути, коренных израильтян практически не существует в природе, мы все приехали откуда-то. Или приехали мы сами, или приехали наши родители, или приехали наши бабушки-дедушки, но все мы приезжие. Поэтому в Израиле так лояльно относятся к новоприбывшим. Знаете, что среди нас живут еще много людей, которые помнят, как происходило провозглашение государства Израиль в 1948-м году? И несмотря на то, что глубина наших корней на этой земле доходит до 3-4 -го поколения, все мы безмерно любим свою страну, хотя бы потому, что другой у нас нет и не предвидится.
А теперь представьте себе, что большинство населения страны знает как минимум два языка – язык страны исхода (на нем говорят с мамой-папой-дедушкой-бабушкой) и иврит. И, конечно, английский. Израиль – очень развитая в этом плане страна, например стать врачом в Израиле без знания английского практически невозможно – вся учебная литература на этом языке. Поэтому переводчикам в Израиле приходится туго – тут каждый второй тебе что угодно переведет :)
Уверен, это не специально, но в разных городах Израиля преобладает население разных стран исхода. Так исторически сложилось. Почему в Тель-Авиве есть йеменский квартал? Потому что там выделили землю выходцам из Йемена, когда шла их репатриация. Почему в Тель-Авиве больше выходцев из Европейских стран? Потому что первый еврейский город на Святой земле был основан выходцами из Европы, сюда же, в основном, приезжали беженцы после 2-й Мировой.
Почему в Натании, Эйлате или Ашдоде так много французских евреев? Потому что они решили приехать и поселиться имено в этих городах, наверное, из-за близости к морю и менее густой застройки – современным большим восточным семьям требуются большие квартиры по приемлимым ценам. Не удивляйтесь, французские евреи – не французы. Они, преимущественно, выходцы из Марокко, которые приехали во Францию, десятки лет жили там и теперь, когда антисемитизм в этой стране процветает, они в массовом порядке репатриируются в Израиль. В центре Натании, например, вы слышите главным образом французский.
Таким образом, в каждом городе преобладает население определенного типа. В таких городах, как Ерухам и Димона преобладают выходцы из стран Северной Африки. Хайфа и Крайот – это «русские районы»: там очень много выходцев из СССР и стран Европы. В Хайфе также большой процент арабского населения – они там жили всегда. В 90-х многие арабы жили в районе Вади Ниснас. Сейчас же в районе Адар, некогда населенном выходцами из Европы и «русскими», есть целые «арабские» улицы. А европейцы - наоборот, поднялись выше – на гору Кармель. Продвигаясь в сторону центра можно отметить Хадеру - город, принявший большой процент репатриации из Эфиопии.
Если посмотреть на центр страны, то там деление более четкое: Тель-Авив – это европейцы, американцы и туристы, относительно мало «русских». Южный Тель-Авив – это выходцы из стран востока, северный – Европы и США. «Русские», которые хотят быть ближе к Тель-Авиву, живут в основном в Бат-Яме, находящийся напротив Холон тоже принял немало наших, но там все таки не около моря, так что наши предпочитают Бат-Ям. В Гиватаиме много пожилого населения европейского происхождения, в Рамат-Гане много выходцев из Ближнего Востока и стран Северной Африки. Иерусалим – это религиозно-арабский город, который с каждым годом становится все религиознее, молодежь уезжает оттуда в Тель-Авив.
Беер-Шева – это очень разное население, где тоже относительно много «русских». В этом городе можно встретить и бедуинов, хотя у них есть свои города и поселения.
Список можно продолжать до бесконечности, ведь в нашей многонациональной стране есть еще и поселения сельскохозяйственного типа – кибуцы и мошавы, которые также населены выходцами из разных стран. В кратце: в поселения на север страны приезжали «светленькие» израильтяне, на юг – «темненькие».
Несмотря на то, что Израиль – это котел, в котором расплавляются большинство культурных особенностей разных стран, нужно понимать, что это дело поколений. Культура общения и жизни передается в семье от бабушек и дедушек папам и мамам, а от них детям. Сами понимаете, если ребенок смотрит на то, как папа кинул стаканчик в урну – то он тоже будет так поступать. Поэтому, по сути своей, основные принципы выходцев из России, Египта, Ирака или Польши будут неизменны. У «русских» бабушке всегда будет выделена отдельная комната в доме :)
Особенно интересно видеть смешаные семьи. У меня есть друг, семья которого выходцы из Ирака, а жена у него из Молдавии. Между собой, конечно, общаются на иврите, семейные ценности – нейтрально-общеизраильские, но бабушка там старается разговаривать с детьми на русском языке. Короче, котел есть котел. Его братья-сестры поженились кто с «темненькими», кто со «светленькими» израильтянами: «все смешалось, люди, кони...». Но интересно.
«Темненькие» израильтяне – это восточный темперамент: большие семьи, всегда предложат покушать, любят большие тусовки на природе, громко говорят, молодежь зачастую любит ездить в машинах с громкой музыкой восточно-ориентированных исполнителей, таких как Сарит Хадад, Моше Перец, Эяль Голан и другие. На свадьбах у них от 200 до 500 человек.
«Светленькие» израильтяне – это европейский, более умеренный темперамент: семьи поменьше (не пугайтесь, в Израиле любят детей, так что не 5-6, как у «темненьких», а 3-4 ребенка), не так громко говорят, не всегда прививают свой музыкальный вкус окружающим и т.д.
Разница между «светленькими» и «темненькими» израильтянами проявляется также и в политике – «темненькие», как правило, будут голосовать за правые партии, «светленькие» – за левые.
Так вот, чем же уникален Израиль? Тем, что не важно, из какой страны исходят твои истоки, ты – израильтянин! Ты принадлежишь этому народу и этой стране. Ты живешь на исторической, уникальной земле и на улицах твоего города ты можешь найти рестораны любой кухни мира :)