Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 5 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 1 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 3 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 2 статей
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
|
В еврейском календаре можно найти целых четыре новых года. Один из них, Ту би-Шват, целиком и полностью посвящен природе и ее дарам. Это новый год деревьев, необычный праздник, в который принято съедать 15 различных видов фруктов и выпивать 4 бокала вина. Желательно еще посадить дерево (вырастить сына можно в другой праздник). Откуда берут начало эти обычаи, какие фрукты входят в топ-15, и почему вина нужно выпить именно 4 бокала?
По традиции, пятнадцатого числа еврейского месяца шват (примерно соответствующего февралю) в Израиле отмечается новый год деревьев Ту би-Шват. В Библии об этом празднике ничего не сказано. Первое упоминание о нем встречается в Мишне – основополагающем тексте еврейской Устной Торы. В древние времена этот день считался датой, от которой отсчитывалась десятина плодов деревьев нового урожая – своего рода налог на содержание Иерусалимского Храма. Позднее, когда Храм был разрушен, а народ Израиля изгнан со своей земли, потребность приносить десятину отпала. И Ту би-Шват стал днем, когда евреи диаспоры собирались, чтобы вспомнить Землю Израиля и отведать ее плодов. Поскольку свежих плодов в это время года достать было нельзя, возник обычай есть сухофрукты.
В XVI веке проживавшие в Цфате каббалисты, во главе с р. Ицхаком Лурия, установили обычай проводить в этот день Тиккун Ту би-Шват, включавший в себя изучение текстов мистического характера, молитв и песнопений. Целью церемонии было возобновление духовного и физического единства еврейского народа с горами, долинами и полями Земли Израиля. Со временем праздничный обряд оформился в своего рода седер, наподобие пасхального, с обязательным благословением над четырьмя бокалами вина. Начинали обычно с белого, а заканчивали красным, что символизировало переход от зимы к лету. Фрукты каббалисты разделили на три категории в соответствии со своими представлениями об уровнях мироздания:
1. Мир действия – плоды, имеющие скорлупу или кожуру, которая очищается и выбрасывается (разные виды орехов или цитрусовых).
2. Мир творчества – плоды, имеющие косточку, которая не съедается (абрикосы, сливы, финики, маслины).
3. Мир творения – плоды, съедаемые полностью (инжир, виноград).
Согласно каббале, каждый вид плодов обладает своим мистическим значением, и, съедая их в сопровождении соответствующих благословений, человек очищает и совершенствует свою душу.
В начале XX века Ту би-Шват обретает новое содержание. По инициативе первых учителей иврита в 1908 г., он стал днем, когда принято сажать деревья, дабы вернуть стране зеленый наряд, украшавший ее в древности. В то время Земля Израиля была пустынна, и регулярная посадка деревьев на протяжении ста лет превратила ее в цветущий зеленый сад.
Сегодня в Ту би-Шват также принято есть сухофрукты, сажать деревья, а в последние годы праздник обрел еще одно дополнительное значение – экологическое. Следуя за каббалистами, нынешние израильтяне размышляют в этот день о своей связи с природой страны – с ее травами, деревьями, трудом земледельцев. Большинство из нас проживает сегодня в городах, тем не менее, поддерживать живую связь с Землей Израиля и охранять ее природу остается задачей каждого. Празднуя Ту би-Шват, мы возвращаемся к идеям цфатских мудрецов, читаем отрывки из Торы и мидрашей, восхваляем плоды Земли Израиля за фруктовой трапезой и четырьмя бокалами вина, получая одновременно духовное и физическое наслаждение. Старое возобновляется, а новое благословляется.