Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 5 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 1 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 3 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 2 статей
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
|
Вопрос «кто есть еврей?» является темой научных и популярных обсуждений, а также предметом жарких споров. Совсем не просто объяснить, кто такие евреи, кратко. Неопределенность вносят нечеткие грани между определениями еврейского этноса и еврейской национальной религии. И все же попытаемся найти ответ, кто есть еврей?
Согласно еврейскому Священному писанию, Танаху, евреи вышли из Месопотамии – области в среднем течении рек Тигр и Евфрат, около 2 тыс. до н.э. Библейское слово иври дословно переводится, как “пришелец” с другого берега реки (вероятно Евфрата либо Иордана). Транслитерацией для библейского иври стало греческое хебрайос (или эврэос), от которого затем и образовалось русское понятие «еврей».
Еще одно русское определение «иудей», а также, cо временем принявшее отрицательную окраску, "жид" (заимствованное из итальянского giudeo), сегодня обозначают религию евреев. А произошли они от греческого иудайос, которое было сконструировано для передачи библейского иехуди – потомок колена Иегуды. Сами же евреи в древние времена ассоциировали понятие “еврей” с национальной религией.
Итак, оба слова, и “еврей”, и “иудей” обозначают этнос. Но как определить этнос народа, который с давних времен живет в рассеянии и представители которого зачастую говорят на разных языках? Филон Александрийский, один из самых известных еврейских писателей древности, разделял жителей Александрии на евреев и остальных. Но как он отличал еврея от иного? Существовало ли какое-либо определение, согласно которому можно было дифференцировать людей? Можно ли было стать евреем, не родившись им?
Из библейской книги Эзра мы знаем, что браки с другими народами считались предосудительными, но, вместе с тем, достаточно распространенными. Кем считался в те далекие дни ребенок от смешанного союза? Наиболее древние из дошедших до нас источников – авторы эпохи Второго Храма – свидетельствуют, что принадлежность к еврейству определялась наличием отца-еврея. Иудаизм того времени был патрилинеальным.
Наследование еврейства по женской линии впервые стало известно лишь в талмудической литературе. По-видимому, это новация талмудических авторов, основанная на осуждении смешанных браков, которое можно найти в книге Эзра. Со временем матрилинеальный принцип стал общепринятым и вытеснил все другие формы наследственного приобретения принадлежности к еврейскому народу.
С давних пор иудаизм, не будучи миссионерской религией, был открыт для людей из иных народов. Основу этому усматривают в библейском законе, обязывающем сыновей Израиля радушно встречать пришельцев, оделять их хлебом и платьем. Со временем это трансформируется в институт прозелитизма, согласно которому прозелит – человек принявший новую веру – может войти в общину Израиля. Несмотря на то, что он сам был ограничен в возможности участвовать в некоторых храмовых церемониях, его потомки становятся равноценными израильтянами.
Для мужчин принятие еврейской веры подразумевало вступление в завет Авраама, т. е. обрезание, а иногда было необходимым и церемониальное окунание в воду. Долгое время конверсия в иудаизм не была институализирована, и человек, проживший немалое время в еврейской общине и принятый ею как свой, становился прозелитом. Со временем добавились требования, направленные на подготовку нового члена религиозной общины. Так, авторитет права 12 века, Моше Маймонид, предложил ввести предварительное принятие новообращенными всего комплекса заповедей. Процедуру конверсии начали выполнять религиозные суды, которые с переменным успехом занимаются этим и по сей день.
Унаследовав из древности проблематичность определений этноса и религии, современная еврейская культура не только сохранила ее, но даже в определенной мере усилила. Например, согласно Закону о возвращении, не только рожденный матерью еврейкой, но и происходящий от еврея по отцовской линии, а также новообращенный прозелит могут предъявить свои права на гражданство Израиля.
Древний народ, продолжая свою историю и постоянно обновляя свою самоидентификацию, нередко редуплицирует устоявшиеся структуры своих древних проблем, наполняя их новым содержанием.