• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Праздник СуккотПраздник СуккотПраздник Суккот

Культура


Григорий Котляр
Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма.
Арбаат а-миним, букет из четырех видов растений - этрог (крупный цитрусовый плод), три веточки мирта, нераскрывшаяся пальмовая ветвь (лулав) и две ветви ивы.
Арбаат а-миним, букет из четырех видов растений - этрог (крупный цитрусовый плод), три веточки мирта, нераскрывшаяся пальмовая ветвь (лулав) и две ветви ивы.
Букет из 4-х видов растений (арбаат а-миним) - символизируют единство еврейского народа.
Букет из 4-х видов растений (арбаат а-миним) - символизируют единство еврейского народа.
Синагога в Суккот.
Синагога в Суккот.
Сукка, шалаш в котором предписано жить в праздник Суккот.
Сукка, шалаш в котором предписано жить в праздник Суккот.
Сукка. В период праздника Суккот в ней предписано кушать минимум дважды в день.
Сукка. В период праздника Суккот в ней предписано кушать минимум дважды в день.
Крыша - очень удобное место для возведения Сукки.
Крыша - очень удобное место для возведения Сукки.
Внутри шалаша Сукка. Принято создавать праздничную атмосферу )
Внутри шалаша Сукка. Принято создавать праздничную атмосферу )
Еще одна сукка. Строится обычно из подручных материалов, тут уже кто на что горазд!
Еще одна сукка. Строится обычно из подручных материалов, тут уже кто на что горазд!
Еще одна сукка. Хаг самэах (с праздником)!
Еще одна сукка. Хаг самэах (с праздником)!
Сукка около одного из домов в городе Хайфа.
Сукка около одного из домов в городе Хайфа.
Сукка. Обязательно использование пальмовых ветвей.
Сукка. Обязательно использование пальмовых ветвей.

Праздник Суккот


Праздник Суккот


Суккот – самый радостный из древних еврейских паломнических праздников - время, когда сыны Израиля собирались в Иерусалимском храме. Отмечается он на протяжении недели. В этот праздник каждая еврейская семья обязана построить шалаш и жить в нем, как дома.

Суккот - история и традиции

Исторически происхождение праздника связано со странствиями еврейского народа по пустыне после Исхода из Египта – странствиями, продолжавшимися около сорока лет. Тора заповедует семь дней жить в шалаше, именуемом на иврите сукка (отсюда и название праздника), поскольку Господь, выведя евреев из Египта, поселил их в шалашах. Некоторые современные исследователи, однако, утверждают, что обычай жить в это время года в шалашах связан, скорее, с сельскохозяйственным происхождением праздника. Суккот отмечает завершение сезона земледельческих работ. И именно во время сбора урожая крестьяне ночевали на своих полях во временных жилищах – шалашах. Как бы то ни было, построение сукки является основной заповедью праздника. Обычно возводят три или четыре стены, но самое главное в сукке – это крыша из веток. Она не должна быть достаточно плотной, чтобы через нее были видны звезды и проникал дождь. Если нет возможности жить в сукке, в ней, по крайней мере, два раза в день следует принимать пищу.

В сукке также принимают гостей. В среде каббалистов возник обычай, каждый день, помимо друзей и родственников, по очереди приглашать к себе в шалаш одного из семи библейских персонажей – Авраама, Ицхака, Яакова, Иосифа, Моисея, Аарона и Давида. Все они были изгнанниками и скитальцами. Тема странствий и бездомности, которую символизирует временный характер сукки, вновь подчеркивается этим обычаем, именуемым на иврите ушпизин.

Этрог, три веточки мирта, лулав и две ветви ивы

Еще одна важная заповедь праздника – благословение букета из четырех видов растений. Это этрог (крупный цитрусовый плод), три веточки мирта, нераскрывшаяся пальмовая ветвь (лулав) и две ветви ивы. Соединенные вместе, они символизируют единство еврейского народа. При благословении ими взмахивают по направлению всех четырех сторон света, а также вверх и вниз. В дни праздника во время утренней молитвы обходят синагогу с четырьмя видами растений в руках, а в седьмой, заключительный день праздника, такой обход совершают семь раз.

В субботу, выпадающую на неделе праздника Суккот, в синагогах читают библейскую книгу Экклезиаста, авторство которой традиция приписывает царю Соломону. Это философское послание о суетности и мимолетности всего земного как нельзя лучше соответствует духу праздника, в котором радость сбора урожая сочетается с провозглашением зыбкости материального успеха. Это демонстрирует шалаш – временное жилище, не защищающее человека от солнца и дождя.

Молитва о дожде

Считается, что в дни праздника Суккот на небесах определяется количество дождей на предстоящий год. Земледелие в стране Израиля и в древние времена, и сегодня чрезвычайно зависит от числа осадков. Поэтому в дни существования Иерусалимского Храма в праздник Суккот проводилась церемония возлияния воды на жертвенник. По словам Талмуда, это был самый радостный день в году. С тех пор как Храм был разрушен, на восьмой день Суккота, который является отдельным праздником Шмини Ацерет, в синагогах произносится молитва о дожде. Кроме того, в Израиле в этот день отмечается и Симхат-Тора – праздник радости Торы, день завершения и начала нового годового цикла ритуального чтения Торы. В этот день в синагогах и вокруг них принято танцевать со свитками Торы в руках. Евреи радуются и благодарят Бога за то, что им дана Тора, духовный мир, служащий поддержкой и опорой зыбкости и ненадежности мира материального.

Григорий Котляр
Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма.
12
еврейские праздники, евреи

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »

fb
 
Marianna Grinshteyn    12.10.2014 в 09:32
Одним из символов Суккота является этрог.
ЭТРО́Г (אֶתְרוֹג ), или ЦИТРОН – вид цитрусовых, один из четырех растений, необходимых для совершения заповеди во время праздника Суккот. Название «этрог» в талмудической литературе предположительно происходит от персидского «торонг» («красивая окраска»). Некоторые исследователи полагают, что этроговое дерево, родина которого в Индии, появилось в Эрец-Исраэль лишь в эпоху Второго храма, а в библейской фразе имеется в виду любой красивый плод. Однако есть свидетельства, что этроговое дерево было известно в древнем Египте и, поскольку плод использовался в ритуале праздника Суккот, его выращивали в Эрец-Исраэль уже в эпоху Первого храма.
Этрог служил излюбленным декоративным мотивом в эпоху Второго храма — он часто фигурирует на стенах и мозаиках синагог и на чеканке монет ряда Хасмонейских царей. Наряду с выполнением ритуальной функции в период суккота, этрог использовался и в других целях: его толстая кожура шла в пищу – ее мариновали в уксусе или разваривали в кашицу, а из долек изготовляли благовония, которые к тому же высоко ценились как противоядие
от укуса змеи.
В русском языке этот плод называют цитроном. Помните, в советское время (да и сейчас!) на прилавках магазинов можно было встретить вкусные карамельки с одноименным названием? ))