• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Праздник Песах

Культура


Григорий Котляр
Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма.

Праздник Песах


Праздник Песах

Песах – древний День Независимости еврейского народа, праздник весны и свободы. Неделя в году, когда еврею запрещено употреблять обычный хлеб, и вместо него едят мацу. Песах отмечают в память об исторических событиях тысячелетней давности, но каждый наш современник обязан ощутить себя так, будто именно он вышел из египетского рабства.

С чем связано название праздника Песах?

Происхождение праздника связано с историческими событиями, подробно описанными в Торе, главной книге еврейского народа. В ней повествуется о том, как евреи в течение 400 лет служили египетскому фараону. Вначале, когда праведный Иосиф занимал пост царского министра, положение евреев было вполне привилегированным. Но вскоре оно стало ухудшаться, пока сыны Израиля не оказались рабами. Когда ситуация стала совсем безвыходной, евреи обратились за помощью к Б-гу, который избрал Моисея, чтобы возглавить Исход. Фараон не захотел отпускать своих рабов, за что был наказан Десятью казнями: от превращения вод Нила в кровь - до солнечного затмения, известного как Тьма египетская, и казни первенцев.

Именно с этой, последней, казнью и связано название праздника. Оно происходит от ивритского глагола пасах, что означает "миновал". В канун Исхода каждая еврейская семья должна была зарезать ягненка и помазать его кровью косяки дверей, тогда ангел смерти, казнивший первенцев египтян, миновал этот дом. Отсюда пошла и еще одна традиция: устанавливать на косяках дверей мезузы – коробочки с помещенными в них текстами Торы.

Впрочем, в Торе Песах имеет еще одно название

Он именуется праздником мацы. Маца – это пресные лепешки из теста, не успевшего закваситься (или перебродить). Тора рассказывает, что Б-г вывел евреев из Египта так быстро и неожиданно, что их тесто не успело скиснуть, в результате чего они ели пресный хлеб. Маца является важнейшим элементом пасхального празднества, а ее употребление – одним из главных признаков принадлежности к еврейскому народу. Даже в самые мрачные сталинские времена она всегда украшала стол советских евреев. Считается, что маца символизирует собой духовное начало, в то время как обычный хлеб – сугубо материальный мир. Таким образом, неделю в году евреи отказываются от погони за материальным и сосредотачиваются исключительно на духовной стороне жизни.

Основная заповедь праздника - рассказ об Исходе из Египта

В древние времена, до разрушения Иерусалимского Храма, Песах был праздником паломничества. Евреи из всех окрестностей собирались в Иерусалим. Священники резали пасхальные жертвы, возвращая их семьям. А те съедали их вместе с мацой и горькой зеленью (марором) и запивали вином, рассказывая детям об Исходе. С тех пор как Храм разрушен, жертвоприношение заменено особым театрализованным действом, именуемым седер (в переводе с иврита – "порядок"). В ходе этого действа выпиваются четыре бокала вина, съедается маца, горькая зелень, яйца и другие ритуальные блюда, и это все чередуется в установленном порядке с чтением специальной книги – пасхальной агады.

Поскольку седер проводится вечером, после захода солнца, и длится довольно долго, то применяются разные хитрости, призванные привлекать внимание детей, чтобы те не засыпали, продолжая принимать активное участие в празднике, ведь основная его задача – педагогическая: передать живую память об Исходе из Египта последующим поколениям. От детей прячут кусочек мацы (афикоман), который нужно отыскать в обмен на подарок. Также для детей предназначены традиционные песни-считалки: про козлика, купленного папой за два золотых; про то, сколько и чего имеется у евреев – один Б-г, две скрижали Завета, три праотца, и так далее.

В пасхальной агаде утверждается, что если бы Б-г в свое время не вывел сынов Израиля из Египта, "то и мы, и дети наши, и дети детей наших оставались бы рабами у фараона". И потому в каждом поколении еврей обязан видеть себя так, будто именно он вышел из Египта. Замечательный весенний праздник Песах помогает нам каждый год в очередной раз задуматься о цене свободы и вновь ощутить себя свободными людьми!

Григорий Котляр
Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма.
21
еврейские праздники, евреи

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »