• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
В поисках настоящей Меноры

Культура


Лион Левинсон
Историк-публицист и гид по Земле Обетованной. Женат, живет в Иерусалиме. Проводит групповые и частные авторские экскурсии.
Менора на гербе государства Израиль
Менора на гербе государства Израиль
Триумфальная арка Тита на древней Священной дороге, барельеф: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме.
Триумфальная арка Тита на древней Священной дороге, барельеф: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме.
Штамп и большая золотая монета с  изображением меноры
Штамп и большая золотая монета с изображением меноры
Менора на двери в старом Иерусалиме
Менора на двери в старом Иерусалиме
Два путти, несущие менору, на гипсе рельефа II-III века (оригинал в Национальном музее Рима)
Два путти, несущие менору, на гипсе рельефа II-III века (оригинал в Национальном музее Рима)
Менора с лулавом и этрогом. Мозаика VI века в Бруклинском музее
Менора с лулавом и этрогом. Мозаика VI века в Бруклинском музее
Менора. Мозаика  V века в синагоге. Израиль, Тверия
Менора. Мозаика V века в синагоге. Израиль, Тверия
Золотая менора весом 700 кг, подаренная Иерусалиму Вадимом Рабиновичем
Золотая менора весом 700 кг, подаренная Иерусалиму Вадимом Рабиновичем
Изображение меноры, выгравированное на камне. Экспонат в музее подземного Иерусалима
Изображение меноры, выгравированное на камне. Экспонат в музее подземного Иерусалима
Изображение меноры, древняя синагога в Ум эль-Канатир. Израиль, Голанские высоты
Изображение меноры, древняя синагога в Ум эль-Канатир. Израиль, Голанские высоты

В поисках настоящей Меноры


Не все знают, но в Иерусалиме под Еврейским кварталом Старого города есть подземный Иродианский квартал. Это археологические раскопки домов первосвященников двухтысячелетней давности, великолепно обустроенные для посещения, которые хранят в себе много тайн и рассказов об истории этого древнего города. Там же было найдено древнее изображение меноры... Настоящее ли оно?

Изображения древней меноры

Во время археологических раскопок в Иродианском квартале было найдено множество замечательных следов прошлого – столько, что экспонатов хватит на несколько музеев. Но, пожалуй, самый потрясающий из них – это выгравированное на камне изображение меноры.

Однако интересно, что подножие меноры из дома первосвященника треугольное, совсем не такое, как у нашей общеизвестной меноры, изображенной на государственном гербе Израиля, и ее копии, установленной на спуске из Еврейского квартала к Стене Плача.

У нашего Храмового светильника подножие ступенчатое. Таким он изображен на триумфальной арке Тита в Риме. На арке показано, как римляне несут свою добычу, в том числе украденную ими Храмовую менору, которая имела ступенчатую основу.

Но неужели первосвященник, живущий в трех минутах ходьбы от Храма, где находилась оригинальная менора, и регулярно бывавший там, не знал, как она выглядит? Конечно же, знал. Тогда, может быть, римляне, забравшие менору в качестве трофея, не знали ее истинного облика? Конечно же, знали. Так почему же меноры на римском и первосвященническом изображениях не совпадают?

Поддельная менора

Предание гласит, что во время войны с римлянами евреи поняли, что город будет взят. Они хотели спрятать храмовую утварь от врагов и понимали, что пропажа котлов с совками не слишком огорчит жадных до золота легионеров, а вот известную золотую менору они будут искать, пока не сравняют Храмовую гору с землей.

Тогда осажденные евреи собрали все золото, что могли найти на Храмовой горе (а было его немало), и отлили для римлян поддельную менору, нарочно сделав ее подножие неправильным, все равно ведь римлян интересовал лишь материал и вес меноры, а не подлинность ее изображения.

Эту-то поддельную менору римляне с ликованием забрали с собой и изобразили на арке Тита. А восставшее из пепла спустя две тысячи лет еврейское государство изобразило поддельную менору на своем гербе, в то время как настоящая менора все еще ждет своего часа в подземельях Храмовой горы.

Одним из главных доказательств неправильности нашей гербовой меноры и стало ее древнее изображение, найденное в доме первосвященника в Иродианском квартале, ведь первосвященник без сомнения знал, как выглядел Храмовый светильник на самом деле.

Мнение историка

Предание, конечно, очень интересное, но я, как историк, к подобным вещам отношусь довольно скептически. Дело в том, что люди очень любят приписывать древним хитроумие в стиле своей эпохи, забывая о настоящих древних обычаях, существовавших в то время.

Весь секрет в том, что в древности было запрещено изображать менору так, как она выглядела в действительности, – искажения делали нарочно!

Посмотрите на другие, менее известные древние изображения меноры. На одних менора соединяется вверху какой-то штангой, на других подсвечники изображены в виде шариков, на третьих подножие сделано в виде изогнутых ножек, как у гамбсовских стульев. Все это результат того, что художники следовали древнему обычаю изображать менору не так, как она выглядела в действительности.

Поэтому не стоит смущаться при виде треугольного основания у меноры первосвященника в Иродианском квартале. Она сделана неправильно намеренно.

А вот наша менора, изображенная сегодня на гербе Израиля по мотивам меноры с арки Тита, скорее всего, как раз таки правильная. Вряд ли в промежутках между боями евреи занимались ювелирной отливкой, а римляне не были такими наивными невеждами, чтобы не заметить подделку. Так что, вероятно, они таки да утащили себе настоящую менору, которую мы когда-нибудь получим назад из недр Ватикана.

Лион Левинсон
Историк-публицист и гид по Земле Обетованной. Женат, живет в Иерусалиме. Проводит групповые и частные авторские экскурсии.
7
история, иерусалим, иудаизм

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »