Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 5 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 1 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 3 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 2 статей
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
|
Какой он, грузинский Иерусалим? Когда идёшь по старому городу в Иерусалиме, встречаешь то и дело флаги, символы, представительства различных конфессий, народов и стран. Вот Латинская Патриархия, вот греки, вот францисканцы. Потрясают своей красотой русские церкви, вот потомки древних египтян - копты, а здесь флаги и церкви гордых представителей армянской апостольской церкви.
В Иерусалиме так или иначе представлены практически все древнейшие христианские конфессии: армяне, греки, ассирийцы, копты, эфиопы, однако, один из самых первых христианских народов сегодня, увы, никак не представлен на Святой Земле. Это грузины.
Нет на земле грузина, который не знал бы и не гордился с рождения тем, что представителям только его народа было позволено въезжать в Святой Иерусалимский Град на конях, с развёрнутыми знамёнами, с оружием в руках и не заплатив подати.
Грузинская летопись «Картлис Цховреба» подробно описывает крещение Грузии в начале четвёртого века. Считается, что первый христианский царь Грузии Мириан, обращённый Святою Нино получил в дар от императора Константина участок земли к западу от Иерусалима, где в последствии был построен Монастырь Креста, в котором, как считается, подвязался самый известный грузинский инок великий Шота Руставели. Будучи в Святой земле, Мириан основал в Иерусалиме первый монастырь для своих соотечественников. Также совершал паломничество в Святую Землю великий грузинский царь Вахтанг Горгасал.
Древние прочные узы связывают Грузию с родиной христианства, а грузин с евреями. Двадцать шесть веков живут евреи в Грузии не испытывая притеснений. Святая Нино пришла в Грузию из Иерусалима, из Иерусалима в соответствии с грузинской национальной традицией еврей (Элиоз Мцхетский) перенёс в древнюю столицу Грузии Мцхету Хитон Госп-день, над которым была построена первая церковь в Грузии Светицховели (Церковь Живоносного Столпа). Не даром грузины почитают свою родину как удел Божьей Матери
Свидетельства присутствия грузин в Святой Земле восходят к глубокой древности и наиболее ранние из них относятся к пятому веку нашей эры, когда в тогдашней византийской Палестине появляется великий ибериец Пётр Ивер. Долгие столетия грузинские монахи трудились в Святой Земле, прославляя тем самым свою далёкую родину, они строили церкви и монастыри, обрабатывали землю, переводили Священное Писание и – бывало – погибали за веру, не предав её и не отступившись.
Был период, когда в Иерусалиме грузинам принадлежало свыше двадцати церквей и монастырей… Сама Голгофа была в руках гордых сынов Георгии.
Только в старом городе грузины владели монастырями Никольским и Авраамиевым (где по сей день сохранились грузинские надписи), монастырём Св. Екатерины, Малой Панагии, Святого Спасителя, Иоанна Предтечи и многими другими, о принадлежности которых грузинам сегодня можно только прочитать в старинных книгах.
Древние грузинские владения в своих трудах описывали архимандрит Леонид Кавелин, митрополит Тимоте Габашвили, исследователь Александр Цагарели. Увы, сегодня об этом помнят едва ли только сами грузины. Потеряв в середине девятнадцатого века последний оплот грузинского присутствия в Палестине – Крестовый Монастырь – грузины ушли со Святой Земли, уступив свои обители более мощным экономически единоверцам… Самое обидное, что великое наследие иберийцев во многих случаях оказавшись бесхозным, уничтожалось – иногда по недомыслию, а иногда и преднамеренно с тем чтобы перечеркнуть тысячелетнее присутствие грузин в Святой Земле.
Не слышна в Иерусалиме грузинская молитва… Когда задумываешься над создавшейся ситуацией, невольно вспоминаешь строки Лермонтова:
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит…
Однако, надежда умирает последней… В последние годы и в Грузии и в Израиле растёт интерес к грузинским древностям Святой Земли, проводятся исследования, новые раскопки и всё больше туристов и паломников из Грузии приезжает в Израиль.
Будем надеяться, что грузинское присутствие в Израиле во всех возможных проявлениях с каждым годом будет только расти и каждый грузин, совершая паломничество в Святую Землю сможет не только поклониться Святыням, но и сопрекаснуться с великим прошлым его замечательной родины.