Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 5 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 1 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 3 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 2 статей
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
|
Про такое чудо природы, как Мертвое море, слышали все. Оно никого не оставляет равнодушным. И каждый год тысячи туристов пересекают Иудейскую пустыню, чтобы ощутить самую мощную морскую силу Архимеда. Но не все знают, что на пути к Мертвому морю можно найти немало удивительных и необычных мест. Одна из самых эффектных достопримечательностей Иудейской пустыни - это комплекс греческих ортодоксальных построек св. Георгия Хозевита в ущелье Вади Кельт. Любопытно, что делает греческий православный монастырь среди Иудейской пустыни?
Иудейская пустыня испокон веков привлекала аскетов своей малолюдностью и одновременной близостью к великим святыням иудаизма и христианства. Эту пустыню считают одним из мест зарождения монашеского движения. Многие известные религиозные понятия появились очень давно именно здесь. К примеру, слово лавра (Киево-Печерская, Троице-Сергиева) в переводе с греческого означает дорожку, которая соединяет кельи монахов-отшельников, разбросанных по местности. По этому же принципу в древности строились и монастыри, в противовес иной форме организации – киновиям – монашеским общинам, где контакт между монахами был более тесным.
Это постройки именно киновиального типа, созданные в конце 5 века н.э. египетским монахом Иоанном. Преемником Иоанна стал уроженец Кипра – преподобный Георгий Хозевит, решивший покинуть мирскую суету и полностью посвятить себя служению Богу. Георгий умер в 625 году, пережив разрушившее монастырь кровавое нашествие персов. В средние века с крестоносцами в монастырь вновь вернулась жизнь, которая вскоре была прервана арабо-мусульманскими завоевателями. И только в конце 19 века полуразрушенный монастырь был восстановлен с подачи греческого монаха Калинника, проводившего здесь археологические раскопки.
Путь к каньону Вади Кельт лежит по шоссе №1 Иерусалим-Иерихон. Здесь раскинулась удивительная своей каменистой дикостью Иудейская пустыня. Между известняковыми холмами петляет дорога, ведущая к монастырю: от шоссе №1 налево до поселка Мицле-Йерихо, затем опять налево, не въезжая в само поселение, потом первый поворот направо. На одном из холмов нельзя не заметить огромный железный крест – это один из путеводных знаков, которые в прошлом служили указателями дороги для паломников. Со смотровой площадки открывается сказочный вид на пустынную, сезонную реку Нахаль Прат (на иврите) или Вади Кельт (на арабском), которая за многие годы образовала в скале каньон впечатляющих размеров. На северном склоне ущелья и расположился древний греческий ортодоксальный монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж).
Дорогу непосредственно к монастырю предваряют величественные ворота, откуда можно начать пеший спуск вниз к ущелью. Пешей прогулке существует альтернатива в виде местного транспорта – бедуинских осликов. С хозяевами упрямых перевозчиков не будет лишним поторговаться относительно стоимости проезда. Но все же стоит пройти до монастыря пешком, ощутив на время трудности монашеской жизни, и заодно насладиться необычной красотой известняковых пейзажей.
Спускаясь к монастырю, интересно обратить внимание на акведук, в котором течет пресная питьевая вода. Она поступает из естественных источников воды выше по руслу. Этот небольшой канал дает жизнь оазису Вади Кельт.
На входе в монастырь – двое ворот, внешние и внутренние, в келье у которых непрерывно живет монах-привратник. Раньше двор между воротами использовался в качестве приемной, здесь проходили досмотры, развьючивались ослы поставщиков продовольствия. Внутренние ворота ведут в просторную приемную, где в знак гостеприимства посетителям всегда предлагаются напитки и угощения. Южная часть приемной выходит на балкон, нависающий над пропастью с чудесными панорамами, северная – к церкви Святой Девы Марии, стены которой расписаны русским монахом отцом Дионисием, а восточная – к церкви св. Иоанна и Георгия Хозевита.
Монастырь имеет трехуровневую структуру. В пещере верхнего уровня по приданию скрывался пророк Илия от коварной финикиянки Иезавель. На среднем уровне расположены основные помещения, три церкви и звонница. Нижний уровень использовался в качестве складов и усыпальниц монахов.
Монастырь, который ютится на узком уступе отвесной скалы, пустующие пещеры, разбросанные по пустыне... Когда-то эти места были заселены монахами и отшельниками. Можно представить, сколько различных молитв впитали в себя местные земли и небо. И хочется задать вопрос, какие еще загадки таит в себе каменистая Иудейская пустыня?