• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Программа НААЛЕ - репатриироваться в Израиль ребенком

Репатриация


Галь Гутцайт
Создатель, руководитель и духовный вдохновитель проекта "Израиль с любовью". Любит Израиль,Тель-Авив и море.
Программа НААЛЕ - вы будете еще долго вспоминать с улыбкой эти годы :)
Программа НААЛЕ - вы будете еще долго вспоминать с улыбкой эти годы :)

Программа НААЛЕ - репатриироваться в Израиль ребенком


«Молодежь репатриируется раньше родителей» - именно так переводится с иврита расшифровка аббревиатуры «НААЛЕ» - названия одной из самых популярных программ для репатриации для школьников. Программа «НААЛЕ» функционирует с 1992 года. За это время более 15,000 подростков из разных стран успешно завершили среднее образование в светских и религиозных школах и интернатах Израиля.

Обучение продолжается 3 или 4 года. Трехгодичная программа рассчитана на школьников, закончивших 9 или 10 класс, а четырехгодичная на выпускников 8 или 9 класса. В конце обучения участники программы сдают Государственный Выпускной Экзамен («Багрут») по ряду обязательных предметов. Те из них, которые набирают не менее 56 баллов из 100 по каждой дисциплине, получают аттестат зрелости и могут поступать в высшее учебное заведения. Так же, при желании, во время участия в программе можно подготовиться и пройти гиюр, для, например, евреев по отцу. Подробнее о гиюре можно прочитать в этой нашей статье.

Что бы попасть на программу НААЛЕ необходимо связаться с ближайшим представительством Сохнута и предоставить документы, подтверждающие право на репатриацию, а так же пройти тестирование способностей и психологического соответствия. Для проведения тестирования в представительство Сохнута выезжают специалисты из Израиля. Такой строгий отбор обусловлен тем, что организаторы программы должны быть уверенны, что подросток психологически готов преодолеть трудности, связанные с изменением учебной программы, длительным пребыванием в новой среде и разлукой с родными и друзьями.

Программа полностью финансируется Государством Израиль и Еврейским агентством Сохнут. Как написано на официальном сайте программы, участники получают бесплатное обучение, проживание и питание. Медицинская страховка включает в себя стоматологическую помощь, но, к сожалению, не покрывает расходы на лечение хронических заболеваний. В конце первого учебного года обучения участникам программы предоставляются бесплатные билеты для посещения родителей во время летних каникул. Родители могут всегда навестить своего ребенка, но за свой счет.

Валентина Иванова, Минск, участница программы НААЛЕ

Я учусь в 10 классе, в школе Ха-Кфар Ха-Ярок, недалеко от Тель-Авива. Эта школа не религиозная, считается одной из самых лучших школ в «НААЛЕ» из-за хорошего общежития и обучения – практически все ее выпускники успешно справляются с «Багрутом» - Государственным Выпускным Экзаменом. Выбор дополнительных предметов как для израильтян, так и для учеников «НААЛЕ» велик и включает в себя все естественные и социальные науки: социология, экономика; художественно-эстетические: театр, кино, художественное искусство, музыка (классика, рок и джаз), и т. д.

Стипендия здесь 350 шекелей в месяц (самая большая в программе «НААЛЕ»), ее в принципе хватает, если закупаться по мелочи, но если хочется выехать куда-нибудь в Тель-Авив с друзьями и погулять, то до конца месяца денег, конечно, не остается.

У нас огромное количество разных мероприятий и возможностей. Несколько раз в год есть экскурсии в разные точки страны с группами «НААЛЕ» со всего Израиля и иногда просто со школой. В общежитии тоже организуют множество мероприятий. Например, мы каждый год ставим какой-нибудь спектакль. Это на самом деле очень захватывающе, потому что весь класс выступает перед огромным количеством людей.

На территории школы есть животные: коровы, курицы и лошади. А еще небольшой зоопарк, в который часто приезжают семьи с детьми. Это очень радует глаз.

В моей комнате живут 4 девочки, но есть группы, в которых живут и по 2 человека. Нам достаточно удобно, потому, что комнаты довольно просторные и санузел есть в каждой из них. Школа выдает нам все необходимое для гигиены. На каждый класс есть стиральная машина и сушилка.

На самом деле тяжело жить вместе постоянно, но на выходных можно выезжать в приемные семьи, к родственникам или друзьям. У нас в школе выездные шаббаты раз в две недели. То есть один шаббат все общежитие остается в школе на различные мероприятия, а на следующей неделе разъезжаются.

У меня на момент приезда в страну не было родственников здесь, поэтому школа позаботилась о приемной семье. В моем случае это израильтяне из Раананы, у которых дочка учится со мной в параллели. С самого начала было очень непривычно жить у незнакомых людей, искать с ними общий язык. Но в определенный момент понимаешь, что им, наверное, еще тяжелее, чем тебе, и начинаешь вести себя более раскрепощено. На данный момент я с ними уже 2 года и эти люди по настоящему стали моей второй семьей. Я полюбила их всем сердцем и знаю, что даже когда я закончу программу, я буду частью их семьи.

Яков Новгородский, Санкт-Петербург, участник программы НААЛЕ

Я сейчас заканчиваю школу Мевоот Ирон, приехал сюда в 2012 году.

Самое тяжелое то, что ты видишь одних и тех же людей 3 или 4 года 24 часа в сутки и невозможно их избежать, даже если очень захочется. В первый год было очень тяжело с этим, так как я не адаптировался еще. Да и язык не сразу дался.

В «НААЛЕ» ты не только учишься, но и должен участвовать в общественной деятельности. Значит, у вас существуют какие-то мероприятия с группой 2-3 раза в неделю. Не особо много и трудно, но когда в России рассказывали про «НААЛЕ», упоминалось только что это учебная программа, и ни разу не говорилось, что мы будем обязаны участвовать в чем-то всей группой.

Со второго года стало легче. Появилась приемная семья, которую в первый год я не хотел брать из-за языка. Приемная семья - это очень полезно. Они стали для меня близкими друзьями – всегда помогают. Я часто к ним приезжаю на выходные, погружаюсь в израильскую культуру, узнаю какие-то вещи, традиции, язык опять же. А самое главное, могу хоть не на долго уехать из того места, где все время нахожусь.

На сайте программы сказано, что каждый учащийся может влиять на свой учебный план в зависимости от своих интересов и способностей. На деле это не совсем правда: можно выбрать всего один предмет как дополнительный, типа театра, музыки, искусства, информатики. Я выбрал информатику, но теперь об этом жалею, потому, что понял – это не мое. А изменить решение уже нельзя.

Анна, старшая сестра участника программы

Мой брат Александр с октября 2014 года учится в школе Хадаса Неурим, в Нетании. Ему там очень нравится – есть много дополнительных занятий по интересам, экскурсии, культурные мероприятия.

У нас за него, конечно «душа болит», постоянно кажется, что он не доедает. Стараемся высылать ему деньги, что бы он себя не ограничивал в еде и развлечениях. И еще переживаем, что его не достаточно опекают. Ведь, ребят там много, и у каждого свои потребности.

Конечно, если есть желание, любой участник программы, может стать членом «приемной семьи». Так, конечно, проще пережить разлуку с родителями и друзьями, оставшимися в другой стране. У Саши такой семьи нет, но один раз его с другими ребятами возили в гости к израильской семье. Встретили их гостеприимно, одарили вниманием. Ребятам понравилось.

Я считаю, что это хорошая программа, так как она помогает подросткам стать самостоятельными, многому научится, приобрести друзей из разных стран. Мой брат уже сейчас задумывается о получении хорошей профессии. И, разумеется, огромный плюс – это возможность потом остаться жить в Израиле.

Сергей Колотий, Москва, участник программы НААЛЕ

Сейчас я заканчиваю 12-й класс в религиозной школе Кфар Ситрин. Сам я из не религиозной семьи, но захотел учиться именно в этой школе, потому что был на ее семинаре в подмосковье и мне понравилась идея получения высокого атестата. Это действительно так – здесь аттестат гораздо выше, чем в остальных школах программы «НААЛЕ».

Хоть у меня и не было постоянной приемной семьи, в ходе учебы я ездил в самые разные семьи по всей стране на шаббаты.

О минусах мне трудно сказать. Два года назад я во всем видел лишь минусы, но в последнее время они перевернулись для меня в плюсы. Единственное, что меня расстраивает, это то, что моя школа не участвует в семидневной экскурсии Маса Наале по пустыне Негев, и что нам запрещено посещать собрания «Йом НААЛЕ» раз в месяц в разных школах.

Мама выпускника программы, Анна Романовская, Москва

Мой сын Еврений закончил школу Маале Шахарут в кибуце Эйлот по программе «НААЛЕ» два года назад. И я очень счастлива, что он попал на эту программу. Он не только получил отличное образование, но и стал другим человеком. Более зрелым, ответственным и, самое главное, добрым.

Ребята во время экскурсий прошли пешком чуть ли не пол Израиля, плавали на яхте по Красному морю, ездили в Польшу в музей Освенцима – об этом могу рассказывать очень долго и много.

Как только они приехали в кибуц, их распредели по приемным семьям. По 2 - 3 чел на семью. Отношения были очень теплыми. Например, Женя тогда был вегетарианцем, и для него специально готовили вегетарианские блюда. Я даже переписывалась с его приемной мамой. Она и мне присылала подарки.

На третьем году обучения, в 18 лет Женя получил гражданство Израиля. Сейчас он служит в израильской армии - ЦАХАЛе.

Анна Айвазашвили, Запорожье, участница программы НААЛЕ

Я приехала учиться в сентябре 2014 года в юд (10 класс) в школу Мевоот а Негев.

Я хотела уехать еще после 8 класса, но моим родителям не нравилась эта идея – не хотели отпускать меня. Их согласие было получено только когда я училась в 9 классе, тогда как раз происходили печально известные события в Украине, где мы жили.

В общем – мне все нравится, но минусы есть везде. То, что я могу назвать прямо сейчас - очень сложно в психологическом плане. Жить в одном доме с еще двадцатью людьми, у которых, как и у тебя бывает плохое настроение, нервы, ссоры - это непросто. И еще, у тебя нет личного времени и пространства. Второй минус – на программе не относятся к твоему здоровью с трепетом. Идти в школу, делать дежурство или пойти в поход с температурой - обычное дело.

Но я не жалею, что поехала. Я думаю, в Израиле легче самореализоваться. Да и родители начнут серьезнее ко мне относиться. Здесь больше свободы и самостоятельности. Взять, хотя бы деньги – приходится учиться с ними обращаться. Каждый месяц нам дают 165 шекелей, 50 шекелей на счёт в магазинчике кибуца, 40 на дорожную карту и дополнительные деньги на поездки к родственникам на выходных.

После окончания программы у меня есть намерение репатриироваться, ведь без него участие в «НААЛЕ» было бы бессмысленно. Пойду в армию.

Илья Базарский, Санкт-Петербург, 36 лет

В 1993 году я приехал в Израиль учиться на программу «Алия 16». Теперь, если я не ошибаюсь, ее объединили с «НААЛЕ».

По результатам тестирования в Санкт-Петербурге я должен был учиться в школе с физико-математическим уклоном. Но в конечном итоге я попал в сельскохозяйственную школу, Нахалат Йеhуда, в Ришоне. Было очень странно – отправиться из Петербурга на физмат, а попасть в «коровник» :) Но это не страшно, ко всему привыкаешь. И к тому, что вдруг ты оказываешься рядом с людьми не своего круга, спишь по 4 человека в комнате, доишь коров, собираешь яйца, и почти год ничего не учишь, потому что это не твой уровень. Хотя последнее меня очень расстроило!

У меня не было семьи, которая бы меня принимала, но было много родственников, к которым я иногда ездил.

Кстати сказать, коровник стал не только разочарованием, но и ярким впечатлением тоже! Как и права на трактор, и куча израильтян вокруг.

Мое мнение – «НААЛЕ» это программа для сильных и самостоятельных людей! Это такая дверь, в которую страшно войти неподготовленным. Мы были не готовы, но это было 22 года назад. Надеюсь сейчас все по-другому. Это может стать как провалом всей твоей жизни, так и шагом к совершенно другому себе. Все зависит от человека.

Галь Гутцайт
Создатель, руководитель и духовный вдохновитель проекта "Израиль с любовью". Любит Израиль,Тель-Авив и море.
26
репатриация, истории репатриации, образование

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »

vk
 
Татьяна Попова    13.02.2018 в 13:30
vk
 
Татьяна Попова    13.02.2018 в 13:30
vk
 
Татьяна Попова    13.02.2018 в 13:30
vk
 
Татьяна Попова    04.01.2018 в 23:04
Здравствуйте. Хотим в этом году отправить дочь по программе. Поделитесь информацией, пожалуйста, как проходит собеседование с психологом, и на какие моменты психолог обращает особое внимание. Проводится ли сейчас тестирование, чтобы посмотреть, как ребёнок ведёт себя в группе? Будем очень благодарны за любую информацию.
 
Полина    28.05.2015 в 22:44
Я заканчиваю 11 класс в школе Маале Шахарут, мы одна из школ (возможно единственная), пнимия которой находиться отдельно от самой школы. Школа расположена в 40 км от города Эйлат, а живем мы в кибуце Эйлот(5 мин от Эйлата). В следующем году ждем пополнения в 9 класс. Наша школа очень разнообразна и включает в себя достаточно большой список дополнительных предметов на 5 баллов: Социология, Электроника, Физика, Биология и география, Шитье, Коммуникации, Геология, Русский(уже сразу мы изучаем его на 5 единиц )Израильская литература и теория Спорта.
Когда ты приезжаешь в школу, первый месяц ты очень переживаешь из за того, что все кажется очень трудным: Язык, ребята, новая страна, учеба в общем. Учителя очень отзывчивые и помогут с любой проблемой, которая только существует . Наша стипендия составляет 2 месяца х 200 шекелей и 3 месяц - 250 шекелей. У каждого из нас существует приемная семья, дети которой займут тебя в любое твое свободное время. Почти все родители этих приемных семей знают математику на отлично и готовы помочь.
Самое сложное это находиться с ребятами 24 часа в сутки , но это только первое время. Это мой второй год в программе и все мои одноклассники стали мне семьей, и очень трудно поверить в то что они скоро разъедутся по домам на 2 месяца и я их не увижу.
Система образования построена так, что бы не нагружать ребенка всем что только есть , то есть ребенок спокойно сможет справиться со всеми трудностями , которые будут в учебе.
Мадрихи - очень приятные люди, конечно же не без ругани , но только в том случае если мы начинаем наглеть.
После окончания учебы у ребенка есть все возможности поступить в лучшие ВУЗы Израиля и всего мира!
НААЛЕ очень хорошая программа, которая помогает людям, будучи подростками узнать страну и воспитать в человеке все качества, которые пригодятся в жизни.

vk
 
Олег Бабин    25.05.2015 в 19:53
На мой взгляд, самый главный плюс программы, это перспективы. Закончив программу 16 лет назад, я могу с уверенностью сказать, эта программа дает вам необходимый толчок, чтоб добиться всего. Получив израильский аттестат, перед вами открываются такие же возможности, как у местных сверстников. Оглядываясь вокруг, на своих бывших одноклассников и друзей из других школ, можно с гордостью сказать что подавляющее большинство получили высшее образование и работают в самых разных отраслях, в том числе и очень престижных компаниях и структурах, таких как Рафаэль (космическое агенство), Таасия Авирит (авиакосмическая промышленность), Хеврат Хашмаль (энергоснабжение), госминистерства, компании хайтека и биотека, Цахаль, пожарная служба, банки и больницы. У некоторых свой преуспевающий бизнес.
Главное, не запускайте учебу. Это сэкономит вам деньги и время в будущем.
Удачи всем нынешним наалешникам!
vk
 
Анна Романовская    27.05.2015 в 13:57
Как мама ребенка, окончившего программу НААЛЕ, хочу поделиться полезной информацией для родителей.
У многих возникают опасения, как их дети смогут учиться самостоятельно, без родительского контроля.
И я не исключение. Но оказалось, что система образования в Израиле кардинально отличается от существующей в России. Преподаватели в школе обладают не только высоким профессионализмом, но и необыкновенным ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОДХОДОМ. Если ваш ребенок не успевает усвоить материал, ему будет уделяться столько времени и внимания, сколько необходимо.
Учителя постоянно находятся на связи с родителями, сообщают им об успехах или проблемах их детей, высылают табеля с оценками. Это очень важный момент, вы уже можете ни о чем не волноваться. Первые два года домашние задания ребята выполняют под контролем мадрихи (По-русски это можно перевести, как вожатая. Обычно молодая девушка , недавно закончившая программу, которая помогает ребятам во всем и находятся всегда рядом).
Скажу честно, результаты превзошли все мои ожидания! Если в России мой сын в основном учился на 3 и 4, то в школе "Маале Шахарут" он сумел получить второй аттестат в классе с суммой 94 балла.
Конечно, в этом есть и большая заслуга координатора "НААЛЕ" в киббуце Эйлот - Яира Яловского, замечательного ЧЕЛОВЕКА. Он сделал все возможное, чтобы дети чувствовали себя свободно и расслаблено, как дома. Всегда учитывал их пожелания и просьбы. А на совершеннолетие подарил каждому ребенку от себя ЛИЧНЫЙ подарок. Это было так трогательно!
Так же, хотела бы поблагодарить прекрасную има-байт (в переводе - "мама дома") Наоми Рубинштейн, которая как родная мама создавала уют и домашнюю атмосферу в домиках, где жили ребята.
В заключение хочу сказать тем родителям и ребятам, которые еще сомневаются или раздумывают. Конечно, трудности могут возникать, но все-таки считаю, что программа НААЛЕ - это самый лучший и эффективный путь для молодых людей интегрироваться в израильское общество. Да и просто, найти СВОЙ ПУТЬ В ЖИЗНИ!
Всем удачи!