Мимо этого места проезжают все, кто едет в Иерусалим по шоссе номер 1. Название поселка, о котором идет речь, гид может и не называть: кому вообще интересны мелкие населенные пункты у дороги. Но даже если и укажет на него, то потратит на это не более секунды.
На вершине последней горы на пути в Иерусалим находится уютный пригород нашей столицы, Мевассерет-Цион. Название имеет неожиданный смысл.
Корень этого слова, бсора, означает весть, причем, не любую, а непременно, положительную, добрую. Это слово впервые появляется во II книге Царств (или Самуила). Его перевод на греческий язык — евангелие. Соответсвенно, мевасер — вестник, на греческом, соответственно, евангелист. Буква «тав» в конце означает женский род — вестница (строго говоря, «евангелистка», но это совсем не звучит). «Вестница Сиона» — вполне красивое название для города, но, все-таки, несколько необычное. Откуда оно?
Нет никакой возможности рассказать об этом на ходу, за то мгновение, в течение которого утопающие в зелени дома Мевассерета мелькают за окнами автобуса. Я попытался было, но ничего хорошего из этого не вышло. А вот теперь условия другие, можно попробовать объяснить.
Давайте вместе откроем книгу пророка Исаии. Она начинается словами: «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских». То есть, человек, который наблюдал и пересказал описанные в тексте картины, жил в период расцвета Иудейского царства и был непосредственным свидетелем и, даже, участником многих драматичных и славных событий той эпохи. Он настолько прочно привязан к реальности своего времени, что некоторые его слова получили необычное для книг этого жанра археологическое подтверждение.
В конце правления царя Езекии (все-таки, Хизкиягу) над Иудеей и ее столицей нависла угроза нападения Ассирии, первой в истории империи, на тот момент обладавшей самой мощной и непобедимой армией в мире. В ходе подготовки к неизбежной осаде царь окружил Иерусалим новой стеной семиметровой толщины. По этому поводу Исаия, современник и свидетель строительства, написал: «и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену» (Исаия, 22:10).
Сегодня мы достаточно точно определяем даты ее строительства — 705-701 гг. до н. э., с момента гибели ассирийского царя Саргона II и до вторжения в Иудею войск его сына, Санхериба. Ассирийцы плотным кольцом окружили Иерусалим. Несмотря на предложенный царем Езекией огромный выкуп золотом и серебром, они требовали безоговорочной капитуляции. А потом произошло нечто неожиданное: армия, перед которой не устоял ни один город, отступила от иудейской столицы так и не предприняв попытки захватить ее силой. Сведения об этом содержатся не только в Библии, которая сообщает об ангеле, унесшем ночью жизнь 183 тысяч вражеских солдат (это можно считать романтическим преувеличением, которое факта, в конце концов, не отменяет), но и в собственно ассирийских архивах.
В наши дни участок этой славной стены раскопан; его можно видеть в одном из дворов в центре Еврейского квартала Старого Города, по соседству с площадью Хурва. Но кроме нее там отлично просматриваются остатки стен обычного жилого дома, раздавленного массивными укреплениями. В этом месте слова пророка, произнесенные 2700 лет назад, странным образом, начинают напоминать газетный репортаж о текущих событиях.
Единство языка, литературного стиля, круга тем, общего настроения текста сохраняется до 39-й главы включительно. Но в 40-й все вдруг меняется настолько резко, что позволяет говорить о другом авторстве второй части книги, имеющей всего 66 глав. Принято разделять авторов двух неравных половин текста на Первоисаию и Второисаию.
39-я глава заканчивается рассказом о том, как послы вавилонского царя Меродаха пришли в Иерусалим к Езекии, и тот без утайки показал им все свои сокровища. «И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь» (39:5-6). Царю оставалось только порадоваться, что предсказанное пророком вавилонское завоевание произойдет в отдаленном будущем, а его, Езекии, дни завершатся в спокойствии. То есть, указанные слова текста были произнесены в самом начале VII в. до н. э.
С 40-й начинается предсказание возвращения народа Израиля в Сион (здесь это слово явно означает Иерусалим). Признаки эпохи, о которой идет речь, проявляются не сразу, но зато, вполне убедительно: «Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями» (43:14). То есть, Вавилон, которому первый Исаия предсказал быть разрушителем Иерусалима, уже и сам повергнут. Это прошло почти через 200 лет после царя Езекии.
За это время Ассирия пала, и освободившееся место мирового лидера занял Вавилон. Затем он завоевал Иудею и, преодолев ожесточенное сопротивление защитников ее столицы, захватил Иерусалим, разрушил Храм и увел иудеев в плен. Потом наступила очередь самого Вавилона быть поверженным (в 537 г. до н. э. его захватил персидский царь Кир), о чем пророк сообщает, как об уже свершившемся событии. Таким образом, эти слова Исаии прозвучали в конце VI в. до н. э., когда сыны Иакова получили возможность вернуться.
Исаия доносит до своих современников слова Вс-вышнего: «Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли»(43:16-17). На первый взгляд такое описание может показаться туманным (таков уж стиль пророческих книг!), но общий смысл текста можно понять по присутствующим в нем намекам. Здесь описание надвигающихся событий происходит через сравнение с переходом Израиля через Красное (на иврите, Тростниковое) море и гибель в его водах войска фараона. То есть, как прежде из Египта Б-г вывел свой народ, так же он выводит его из Вавилона.
Итак, с 40-й главы начинается предсказание этого Нового Исхода. А теперь обратите внимание на присутствующие в нем слова: «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!» (40:9). Остается лишь немного поправить авторов синодального перевода Библии на русский язык — в оригинале на иврите на месте слова «благовествующий» стоит «мевасерет», то есть, «вестница». Вполне допустимо перевести и «благовестница».
У пророка Исаии (и «первого», и «второго») слово «Сион» не столько название определенного места, сколько его особое свойство, означающее, что оно избрано Б-гом для коллективного диалога с народом Израиля. Для него этим качеством обладает Иерусалим. Вот он и награждает этот город эпитетами «Сион», «дочь Сиона» (потому что само слово «город» в языке иврит женского рода), «гора Сион».
В ХIХ веке лидеры еврейского национального движения, возникшего с целью собрать разбросанный по всему миру народ в «Земле Обетованной», описанной в Торе, воспринимали это слово в том же смысле, который вложил в него библейский пророк. Единственное отличие состояло в том, что понятие «Сион» они приложили уже ко всей Стране Израиля.
Вот и назвали город на высокой горе перед Иерусалимом словами «Вестница Сиона» как прямое цитирование одного из важнейших пророков. Не осталось забытым и второе словосочетание, употребленное Исаией, «Мевассерет Иерушалаим» (Вестница Иерусалима). Сначала оно было названием самостоятельного поселка, который потом вошел в состав нынешнего Мевассерета в качестве одной из его центральных улиц. Использование этих слов (равно, как и Петах Тиква, Ришон ле-Цион и, наконец, Тель-Авив) призвано выразить идею о том, что нынешнее, «сионистское», возвращение Израиля в свою Страну есть непосредственное исполнение библейских пророчеств.
Любопытно, что в этой же главе звучат слова, которые евангелист Иоанн вложил в уста Иоанна Крестителя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (40:3-4). Правда, на иврите они звучат немного иначе, но это уже другие комментарии, и связаны они с иным местом.
Этой последней фразой я планировал закончить статью. Итоги были подведены до нее, она же была задумана в качестве традиционного «продолжение следует...», чтобы в другой статье перейти к новой теме, привязанной к месту на реке Иордан, которое сегодня называют по-арабски Каср эль Яхуд. Но совершенно неожиданно для меня самого жизнь внесла свои коррективы. Это произошло через пару дней после написания поста, когда я в очередной раз, уже не имеющий своего числа, ехал в автобусе из Иерусалима в Тель-Авив. Когда он находился на подъеме к Мевассерет-Цион, я посмотрел направо и был потрясен увиденным до глубины души...
Самое странное состояло в том, что я не увидел там ничего такого, чего не было вчера, позавчера или третьего дня. Обычная, пусть и не лишенная своей красоты, картина: работы по реконструкции шоссе номер один на подъезде к столице. Под вершиной горы Кастель, на которой находится въезд в Мевассерет, пробивается туннель, а вдоль ее крутого склона уже стоят опоры нового моста. Внизу, у поворота Моца, они оказываются выше нынешней дороги. Далее, в соответсвии с проектом, дорога должна разделиться: одна ветка «срежет» крутой вираж и вернется к основному шоссе, другая пойдет по мосту к планируемому новому туннельному въезду в Иерусалим.
Ну и что? Конечно, слава министру транспорта за то, как он, буквально, революционизирует дорожную инфраструктуру Израиля. А чего стоит железная дорога от аэропорта в Иерусалим! Она еще строится, но в одном месте уже видно, как ее полотно выходит из одного холма, продолжается по уже готовому мосту и входит в другой. Но потрясло меня не это: я вдруг осознал, что вижу как «всякая гора и холм понижаются», «долы наполняются», «кривизны выпрямляются» и «неровные пути делаются гладкими».
Названия городов выбираются сознательно. Они могли оказаться и другими. Да, они отражают определенную идеологию, и это понятно. В конце концов, это такая игра культурных взрослых людей. Ребус. Его интересно разгадывать. Здесь же совсем другое. Те, кто планировал эти дороги, опирался на множество различных соображений: я помню их дискуссию с «зелеными», которые ограничивали строителей в чем только могли. Едва ли на их рабочем столе лежала книги пророчества Исаии. Это значит, что совпадение его предсказаний, еще вчера выглядевших чистой фантазией, с тем, что сегодня происходит в реальности, получилось само собой, каким-то естественным образом, а не в качестве сознательной иллюстрации тех или иных установок. Да еще с такой точностью!
Я — экскурсовод. Я так много раз говорил своим туристам, что возникновение современного Израиля есть исполнение библейских пророчеств, что даже сам себя почти убедил в этом. Теперь же из автобусного окна передо мной открылась картина, которая отменяет саму необходимость во что-то «верить» — просто видно, что это именно так.
И тут на меня напали давние сомнения. А как же наши враги, грозящие уничтожить страну и народ? Все эти Хамас, Хизбалла и различные фронты, приступившие с строительству своих халифатов? И Соединенные Штаты с их заботливыми государственными секретарями, и вот уже несколько столетий толкающая нас на заклание Европа, и ООН со своими «палестинскими беженцами», комиссиями по правам человека и вечными осуждениями Израиля уже непонятно за что? Ведь их совокупная численность и возможности намного превосходят наши. А еще сколько израильтян переехали в США, Канаду, Австралию... Выстоим ли? Не исчерпал ли себя «сионистский эксперимент»?
А ответ на все это один. Вот он, за окном автобуса. Если предсказания библейских пророков о нашем возвращении действительно сбываются, значит, так тому и быть. И никакая сила на свете не сможет этому помешать.