Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 5 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 1 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 3 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 2 статей
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
|
Это почитаемое и христианами, и мусульманами и называемое «колодцем Марии» сооружение по праву считается символом Назарета и даже изображено на гербе этого города.
Его современная «ипостась» – уже пятое по счету здание на этом месте. Источник, из которого в течение веков к нему поступает вода, находится примерно в ста пятидесяти метрах выше от него, протекает под православной церковью Благовещения и по каналу спускается сюда. Сооружение, из которого выходит вода, местные жители называют колодцем, хотя в собственном смысле слова оно им не является. Ранее источник Святой Богородицы называли колодцем Гавриила, а начиная примерно с середины XVII века – колодцем Марии.
Первый «колодец» на этом месте был возведен во времена крестоносцев. Вода к нему подводилась по специальному каналу. Возможно, это было связано с тем, что церковь рядом с источником была занята православными христианами, а католическое население Назарета предпочитало не брать воду из ее крипты (или по каким-то иным причинам не могло ею пользоваться). Согласно записям паломников, выход воды из источника был красочно оформлен. Упоминаются мраморные колонны, панели и даже скульптурное изображение в виде львиной пасти, из которой лилась вода.
Тогда же, видимо, появились и легенды, связанные с этим колодцем. Так, из записей паломника второй половины XII века мы знаем о том, что в Назарете почитали традицию, основанную на Евангелии детства от Фомы, но видоизмененную: будто Иисус принес домой воду в полах одежды, а Мария отказалась ее взять как недостаточно чистую; тогда он разлил воду, и на этом месте чудесным образом появился фонтан (в оригинале Мария расценивала принесенную воду как чудо и принимала ее). Со временем колодец приобрел то значение, которое принадлежало самому источнику: полагали, что Мария стирала пеленки своего сына именно здесь, а потом он ходил сюда за водой для дома.
Вода из источника считалась священной, причем как у христиан, так и у мусульман. Паломники набирали воду в емкости и везли ее себе на родину как чудодейственную.
ВXIII веке церковь была разрушена мамлюками, но колодец продолжал использоваться. Мамлюки же и перестроили его в XIV веке, используя кладку крестоносцев. На выходе из колодца был вмонтирован мраморный саркофаг из захоронения римского периода. Он использовался как емкость для воды и, в частности, как поилка для скота. По последним исследованиям, рядом с колодцем не позднее XIV века были сооружены бани. Очевидно, они также использовали воду из канала.
Побывавший в Назарете в 1838 году американский священник и известный исследователь Библии Эдвард Робинсон в своих воспоминаниях описывает толпу женщин с кувшинами, стоявших в очереди за водой к колодцу Марии. Воды в канале, как он пишет, было совсем немного, она выливалась слабым ручейком в саркофаг, установленный мамлюками.
В следующем году шотландский художник Дэвид Робертс запечатлел колодец, от которого к тому времени осталась только одна стена из четырех. А вот как описывает «Фонтан Приснодевы» и его тогдашних посетительниц побывавший здесь в 1867 году Марк Твен:
«Источник Богородицы – это тот колодец, к которому, как говорит предание, Мария в юности по двадцать раз на день ходила по воду. Вода течет из трубы, вмазанной в стену древней кладки, стоящую поодаль от деревни. Девушки Назарета и по сей день десятками сходятся здесь и громко хохочут и проказничают. Юные назареянки нехороши собой. У некоторых большие блестящие глаза, но мы не встретили ни одного милого личика.
Всю их одежду составляет обычно свободный бесформенный балахон какого-то неопределенного цвета и притом изношенный до дыр. С макушки к подбородку у них, как и у модниц Тивериады, свешиваются нанизанные на проволоку старые монеты; на запястьях медные браслеты, в ушах медные серьги. Башмаков и чулок они не носят. Из всех девушек, каких мы встречали в этой стране, назареянки самые приятные и добродушные. Но, как ни печально, эти живописные девы некрасивы».
В 1911 году по проекту хайфского инженера Готлиба Шумахера устаревшая система подачи воды к колодцу была заменена – проложили металлические трубы, что позволило значительно увеличить напор воды.
В 1960-е годы, когда в дома Назарета был проведен водопровод, колодец потерял свое значение и стал использоваться как туристическая достопримечательность, и на месте обветшавшего колодца была установлена его копия.
К празднованию 2000-летия христианства была проведена реконструкция площади у православной церкви. Бетонную копию османского колодца XIX века разобрали и решили воспроизвести его максимально точно, но уже из камня. Правда замечательное место?