Места

Церковь Святой Тавифы в Яффо
Горненский монастырь
Бахайский храм в Хайфе
Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Эйн Геди заповедник на Мертвом море

Офер Зильберберг
Член киббуца Хацерим с 1962-го года, отец 4-х детей и дедушка 5-х внуков. Глава комиссии по социальному обеспечению в киббуце.


Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.
Киббуц Хацерим.

Киббуц Хацерим - этот дом мы построили сами




Это история о том, как началась моя жизнь в киббуце. Я застал практически самое начало зарождения наших поселений. Откуда появились эти самые киббуцы? Кто их придумал, кто организовал, как объединил людей? А что происходит на сегодняшний день, какие конкретные условия проживания? Я расскажу вам об этом на примере истории киббуца Хацерим.

Начало начал

Меня зовут Офер. Когда я приехал в «Хацерим» в 1962 году, это был маленький киббуц. В нем было где-то около 80-ти человек.

Этот киббуц был основан в 1946 году. Не знаю, создали ли его знакомые между собой люди или нет, но в ночь Йом-Купира в 1946 году в Негеве было организованно 11 таких поселений. Тогда это событие называли операцией «11 точек». И «Хацерим» был одной из них. Поначалу тут действительно ничего не было, и люди жили впроголодь, пытаясь сделать что-то из ничего. Ведь тут была пустая земля. Сколько не пытались люди вытащить из нее хоть что-то и попытаться поднять сельское хозяйство - у них ничего не выходило. Да и жили в очень тяжелых условиях, не было даже достаточного количества еды. Пока не родился первый ребенок в 1951 году.Первенец киббуца – это отдельная история. Его завернули в ватники, принесли в дом в самом центре киббуца и туда определили. Чтобы было понятно - первенец был единственный, кто жил в бетонном доме, все остальные спали в деревянных хижинах-бараках.

Когда в 1962 году я прибыл в киббуц, тут уже были дома (хотя конечно меня, новичка, поселили в хижину). Это были дома старожилов , они были старше меня лет на 12-14, с семьями. У них были дома. Первый район, в которым выстроили дома, называли «Ватикан». А знаете почему? От слова "старожил" – на иврите «ватикИм». Такая вот игра слов – Ватикан и ватиким.

Из-за отсутствия возможности заниматься сельским хозяйством, жители киббуца кормили себя тем, что работали в Беер-Шеве, но далеко не сразу. Ведь до 1948 года Беер-Шева был полностью арабским городом. Только после освобождения Беер-Шевы город начал развиваться. Люди зарабатывали как могли, открывали мелкие дела в киббуце, типа столярной мастерской, небольшого курятника и коровника, какого-то совсем мелкого сельхозяйственного производства.

«Соляной кризис» сельского хозяйства

В 1962 году киббуц уже начал жить с доходов от сельского хозяйства. Важно отметить, что еще в 1959 году здесь случился местный кризис – его назвали «Соляной Кризис». Со временем стало известно, что поднять сельское хозяйство не получается именно потому, что здесь очень соленная земля. И в этой соленой почве было безумно сложно что-либо выращивать. Жители долго пытались найти выход и решение этой проблемы. В 1959 году члены киббуца провели голосование, остаться здесь или переехать в другое место. Ситуация приняла настолько критический оборот, что даже видные государственные деятели приезжали сюда, в киббуц, устраивали тут специальные слушания и заседания, пытаясь убедить людей остаться.

Состоялось голосование и с совсем небольшим преимуществом было решено остаться и продолжать свою жизнь тут, в киббуце в Негеве. Как результат этого кризиса, в который втянулось и государство, было решено помогать киббуцу на государственном уровне в двух вещах. Во-первых, были выделены более плодородные земли в западном Негеве, которые передали во владения киббуца. Во-вторых, были выделены огромные водные ресурсы, которые пошли на вымывание солей в уже имеющихся у киббуца землях, чтобы соль уходила в более глубокие слои почвы. После такого промыва сильно улучшились показатели по урожаю, что тоже безмерно помогло киббуцу и дало ему шанс на продолжение своего существования. Таким образом (как раз к тому времени, что я начал жить здесь) в 1963-м и в 1964-м годах показатель урожайности по культурам, которые мы выращивали (картошка и хлопок) серьезно вырос и сельское хозяйство начало приносить прибыль. Это дало «Хацерим» возможность начать новый этап существования и поднять свой уровень жизни.

Наше знаменитое капельное орошение

В 1965 году у нас появился «Нетафим» - начался он как совсем маленький бизнес, как мы тогда говорили, на заднем дворе столярной мастерской. Тогда важным была «столярка», а задний двор отдали неизвестному «Нетафиму».

Идея принадлежала тель-авивскому инженеру Симхе Флассу, который случайно заметил, что деревья на аллее у его дома растут по-разному - одно было самым высоким. Симха заметил, что около этого высокого дерева постоянно капало из водопроводной трубы. У него появилась идея, что именно такая система может пригодиться в поливе. Инженер проводил опыты у себя дома. В это время мы искали человека, способного принести промышленность в киббуц. В начале Симха сказал, что не доверяет нам - "киббуцниками". Но со временем отношения стали теплее, мы очень подружились и он согласился попробовать эту систему у нас. В результате с конца 60-ых предприятие систем капельного орошения «Нетафим» стал одним из основных источников дохода киббуца. Со временем мы выкупили у инженера патент на эту систему и стали полными владельцами бизнеса. Мы внедрили эту систему в еще два киббуца, один на севере и один в центре, начали расширяться и развиваться.

Мы возвращаем нашу молодежь в киббуц

Когда я прибыл, процент молодых работоспособных парней в «Хацерим» был довольно мал. Первая призывная волна сыновей киббуца началась в конце 60-ых начале 70-ых. В тот период мало их вернулось обратно в киббуц, домой. В 70-е и 80-е возвращались после армии уже больше, около половины. Когда я говорю «не вернулись» - это не только не вернулись к жизни в киббуце, но и не вернулись с войн, к большой нашей скорби. Раньше было принято, что сын заканчивает армию и возвращается домой, работает около года в киббуце и потом уже идет учиться. Иными словам, право учиться он получал только после года работы в киббуце, но за его счёт. И конечно, это была работа на общее благо без заработной платы или каких-то материальных бонусов.

Потом эти правила и принципы стали меняться. Со временем все меньше и меньше парней стали возвращаться домой. Они заканчивали службу в армии, год работали, получали деньги на учебу и после этого уже не возвращались. Но на сегодняшний день это тоже уходит в прошлое, теперь парни годам к 30-ти возвращаются в киббуцы после того как выветрят и выгонят всех тараканов из головы, поездят по миру. Это происходит потому что киббуц меняется. Например теперь, когда молодой человек заканчивает службу в армии, он может отказаться от статуса члена киббуца, получить дотацию в размере около 170-ти тысяч шекелей и продолжить обучение, а может у пойти учиться за счет киббуца, но тогда он остается его членом со своими обязанностями.

Киббуц стал более либеральным. К примеру, появились возможности, о которых раньше мы и подумать не могли – сейчас можно работать и за пределами киббуца, ты не обязан работать только «дома». Раньше это считалось недопустимым. Со временем мы поняли, что атрактивных рабочих мест в киббуце не хватает, поэтому многие и не возвращаются. Сельское хозяйство сегодня – это уже не такая привлекательная перспектива как раньше, появилось много новых направлений куда больше стремятся. Мы поняли что нужно быть терпимее и либеральнее в этом отношении. На сегодняшний день из 460-ти членов киббуца 120 работают за его пределами. Но все равно остаются жить здесь, тут их семьи и дома. Его зарплата отходит киббуцу, в этом плане мы очень консервативны. Кроме того, многие остаются из идеологических причин, потому как в нашем поселении все еще очень доминантны дух и ценности настоящего киббуца.

За все наши нужды отвечает наш киббуц

У нас все равны и все получают свое пособие, в зависимости от нужд. То есть, если у тебя многодетная семья, ты получаешь больше. Если ты пожилой человек – тоже свои пособия. Но! Здоровье, образование, культура и деньги - общие. Каждый получает то что ему нужно и абсолютно бесплатно. Если рассматривать детально, то у нас своя поликлиника, которая относится к больничной кассе Клалит. Тоже самое с пенсией или с Битуах Леуми - все это платит мне киббуц. Я являюсь на сегодняшний день ответственным за всю социальную структуру киббуца – будь то пенсия или пособия из Битуах Леуми (Институт Национального Страхования). У меня даже банковского счета нет. Все денежные процедуры проходят через кассу киббуца. Да, у меня есть кредитная карта, она на мое имя и я ей пользуюсь. Только все деньги, которые я по ней снимаю или трачу, записаны на мое имя, но в общей кассе киббуца. И каждый месяц, финансовый отдел снимает эти деньги с моего бюджета или резерва в кассе. То есть, в принципе у меня есть некое подобие банковского счета, просто им распоряжается киббуц.

Щедрое ежемесячное пособие

У каждого есть свой бюджет (пособие), которое получают на месяц. Если откладываешь с него деньги, то у тебя есть сбережения, которые ты можешь использовать как захочешь. Есть те, у кого так называемый «минус». Но на него нет таких серьезных банковских санкций, как в городе, не накладывают обязательства платить высокий процент или штраф. Нет, нет. Проводят беседы и разъяснения, помогают и учат распределять финансы. Если не помогает, ограничивают возможность снимать деньги. Но это не санкции принудительного характера, а скорее согласованные шаги, чтобы помочь. Но и в нашем киббуце есть свои изменения. Дам вам простой пример. Раньше все путешествия заграницу имели отдельную ячейку бюджета. Сейчас это входит в твой бюджет, так что хочешь – езжай, а хочешь - потрать эти деньги иначе.

Здравоохранение, образование, пенсия, социальная защита, финансы, питание и даже стирка в нашем киббуце бесплатны. Также у нас не платят за жилье – воду, электричество, газ и арнону (муниципальный налог) платит киббуц. Даже сами дома члены киббуца не покупают – киббуц строит их для своих членов. Таким образом, если сбросить со счетов все эти основные расходы, твой бюджет остается на одежду, личные траты, детей, внуков, развлечения, поездки заграницу и т.д. Также у нас нет личных машин – все машины принадлежат киббуцу. Если ты берешь машину, то ты платишь киббуцу за километраж.

Итого, живем мы относительно хорошо

После этого довольно подробного объяснения, я добавлю, что моя семья – у меня уже нет детей в киббуце, только внуки, мы получаем 6,000 шекелей в месяц. Это при том, что все расходы, о которых я говорил оплачивает киббуц. Это довольно высокий уровень жизнь. И кроме этого, у нас существует бюджетный лимит, из которого мы можем купить себе в киббуце нужные нам вещи, кроме того, что дает нам киббуц. И стоит помнить, что и цены, по которым киббуц дает нам это на порядок ниже, чем в других источниках. Кроме того, у нас есть и завтрак, и обед, и ужин в столовой киббуца. Три трапезы в день. Поесть мы можем, конечно, и дома, и с друзьями, но такая опция у нас всегда есть. Кстати, во многих киббуцах уже давно позакрывали столовые, а у нас два месяца назад было голосование, по итогам которого мы решили, что трапезы в столовой станут платными. То есть, каждый член киббуца получит спец. карточку по которой будет расплачиваться в столовой. Естественно, что на это каждый член киббуца будет получать дополнительную прибавку к бюджету.

Киббуц - как маленькое отдельное государство

Стоит отметить, что и в киббуце существует система голосований. То же решение о переходе на платные трапезы было принято путем прямого голосования всех членов киббуца. Проходит голосование как официальные государственные выборы –в полной анонимности. Так происходит когда решения влияют на все население киббуца. Если же решение не такое кардинальное, то и голосования, заседания и слушания проводятся в более узком кругу, то есть в разных комитетах и комиссиях. Вообще в киббуце существует очень четкая иерархия. Есть человек, который киббуцем управляет – сейчас это председатель общины, раньше эта должность называлась "секретарь киббуца". Существует дирекция киббуца и разные комиссии. Это похоже на маленький Кнессет. Каденция длится 3 года. Но не думайте, что можно так легко найти человека, желающего стать председателем киббуца, ведь это очень непростой пост, особенно для такого традиционного киббуца как у нас.

Образование наших детей

С другой стороны, есть и проблемы. Кто-то должен работать и в коровнике, и в поле, и в курятнике. Если раньше у нас работали только «свои», сегодня у нас работают наемные рабочие. Те, кому нужны деньги, нужна зарплата. Но это еще не самое страшное. Есть еще одна проблема с которой сталкиваются и мы в «Хацерим», и вы в городе. Это нехватка учителей. Ничего не поделаешь, образование и профессия учителя перестала быть востребованной и интересной, а найти хорошего учителя в школу очень трудно. В начальную школу еще не так сложно, а в среднее и старшее звено – это настоящее испытание. Справляться с подростками – работа не для слабонервных. К тому же чаще всего учителем является женщина, а не мужчина и им приходится сталкиваться еще и с системой образования. Поэтому хорошие ценные кадры практически не выбирают карьеру учителя. А теперь представьте, что стоит для киббуца (который сохраняет и поддерживает определенную идеологию) найти педагога…

Мы – многонациональный киббуц

И еще одна важная деталь, которую стоит отметить. Те, кто положил начало киббуцу «Хацерим», те кто стоял у его истоков и поддерживали, жили в нем на протяжении многих лет – это те, кто родились здесь, в Земле Израиля, в Эрец Исраэль. Практически все жители и члены киббуца - выпускники сионистских молодежных движений Израиля. И даже я, я вырос в Хайфе. Но стоит отметить, что со временем ребят из таких движений поубавилось, а потом и вообще практически не стало. Еще меньше хотели оставаться в киббуце. Потому что обстановка в самой стране менялась. Тогда мы стали связываться с еврейскими сионистскими организациями заграницей и стали принимать и помогать молодым репатриантам из одного из таких движений в Аргентине, затем в Бразилии. На сегодняшний день у нас работает программа, по которой они приезжают на полгода, а затем возвращаются домой. И уже оттуда, по прошествии времени они репатриируются в Израиль, к нам в киббуц, так что у нас уже довольно большая бразильская и аргентинская диаспоры.

Мы даже одно время были участниками программы «Первый Дом на Родине», у нас был ульпан для репатриантов из бывших стран Советского Союза. Так что у нас есть и русская диаспора. Есть семьи, в которых папа из Бразилии, мама – русская, а ребенок растет тут. Такие детки с детства говорят на трех языках. С мамой – по-русски, с папой – по-португальски, а в школе на иврите. Еще и английский учат. Так что у нас тут самый настоящий карнавал и многонациональный колорит J

Киббуц Хацерим - яркий пример того, что труд и идея объединяют людей. Что только мы сами, новые и старые граждане Израиля, можем сделать страну лучше, проживание комфортнее, отношения крепче. Положительные изменения условий проживания зависят только от нас!

Офер Зильберберг
Член киббуца Хацерим с 1962-го года, отец 4-х детей и дедушка 5-х внуков. Глава комиссии по социальному обеспечению в киббуце.
Перевод материала - Мария Зейферт-Яшникова.
14
киббуц, сельское хозяйство, история

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »

 
Родная    19.01.2015 в 16:04
интересно было почитать.