• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Суббота и циклы еврейских праздниковСуббота и циклы еврейских праздников

Культура


Ури Гершович
Доктор Еврейской философии. Преподаватель Открытого Университета Израиля и Еврейского университета в Иерусалиме.
Стол готов к церемониальной трапезе.
Стол готов к церемониальной трапезе.
Женщина произносит молитву и зажигает шабатние свечи.
Женщина произносит молитву и зажигает шабатние свечи.
Праздничный шабатний стол в еврейской семье.
Праздничный шабатний стол в еврейской семье.
Шабатняя хала.
Шабатняя хала.
Свечи и вино ждут ужина.
Свечи и вино ждут ужина.
Еврейский мальчик в Иерусалиме.
Еврейский мальчик в Иерусалиме.
Стена Плача, Иерусалим.
Стена Плача, Иерусалим.

Суббота и циклы еврейских праздников


Суббота и циклы еврейских праздников

Семь дней Творения, описанные в книге Бытия, определяют основу цикличности в иудейском восприятии времени. Неделя - это простейший пример такого цикла. Она заканчивается днем отдыха - субботой (шаббат), по аналогии с отдыхом Творца в седьмой день сотворения мира. Запрет на выполнение работы в субботу можно воспринять как прагматически-социальный: человек не может трудиться без перерыва, и как духовно-медитативный: необходимо остановиться, сосредоточиться, понять, что с тобой происходит. Однако в талмудической литературе подчеркивается и иной аспект, который можно назвать метафизическим или сакрально-историческим: суббота является прообразом будущего мира. Интересно, что это тесно связано не только с семидневными циклом, но и с сакральным числом 8. Как?

Мир будущего

Мир будущего – это мир, лишенный материальных ограничений, противостояния сил добра и зла, мир чистой духовности. Согласно иудаизму, Божественный план Творения и состоит в том, чтобы человек, погруженный в сотворенное, преодолел двойственность материального мира, условно говоря, «вознес» его или «исправил». А за счет практических и духовных усилий человеку предстоит превратить этот мир в лучший, который и называется миром будущим или грядущим.

Когда же произойдет этот переход и наступит будущий мир? С точки зрения Божественного плана Творения, это должно случиться на восьмой день, следующий после упомянутых в Торе дней Творения (при этом день Творения не обязательно равен «человеческим» суткам, например, есть трактовка, согласно которой такой день равен тысячелетию). То есть, восьмой день – это день Избавления. Семь – это число темпоральной полноты, а восемь – сверхполноты.

Недельные циклы сменяют друг друга

В существующем понимании времени этого мира, недельные циклы сменяют друг друга: после седьмого дня наступает первый, и цикл начинается снова. Но на определенном этапе развития сакральной истории должен произойти скачок, когда за седьмым днем последует восьмой, а в мире произойдут радикальные изменения, и он превратится в мир будущий. С этой точки зрения седьмой день - суббота, являясь подобием будущего мира, как бы несет в себе следы мира грядущего, готовит к нему, намекает на него.

Аналогичный цикл отражен также в законе о седьмом годе (шнат шмитта) и 50-м юбилейном годе (йовель). Каждый седьмой год земля Израиля должна отдыхать, ее нельзя обрабатывать. А по прошествии семи таких «годов отдыха» наступает юбилейный, пятидесятый, год, когда прощаются все долги. Легко заметить, что юбилейный год является также и восьмым – аналогом полного Избавления.

Песах, Шавуот, Суккот

Три главных иудейских праздника, связанных с сакральной историей: Песах, Шавуот, Суккот – также отражают указанную цикличность. Песах – праздник Исхода из Египта – длится семь дней. Семь дней длится и Суккот – праздник кущей, связывающий Исход из Египта с будущим Избавлением (сама сукка - шалаш, временное жилище - является образом будущего мира). Можно сказать, что Песах – праздник, обращенный к прошлому, исторический, а Суккот – праздник, обращенный к будущему, эсхатологический.

Длящийся семь дней праздник Суккот завершается дополнительным восьмым праздничным днем – Ацерет (в переводе «остановка»), который на определенном этапе был совмещен с празднованием окончания годового цикла чтения Торы – Симхат Тора (Радость Торы).

Шавуот праздник дарования Торы

Так же - Ацерет - называется и праздник Шавуот (праздник дарования Торы), который отмечается на пятидесятый день после Песаха, причем существует специальная заповедь отсчитывать сорок девять дней или семь недель по завершении Песаха. Но, как было замечено выше, пятидесятый день – это также и восьмой. То есть, Шавуот в определенном смысле – восьмой день Песаха.

Таким образом, и праздник прошлого – Песах, и праздник будущего – Суккот, каждый из которых длится семь дней, имеет завершение восьмым днем, связанным с дарованием или обретением Торы. А это сущностно обуславливает Избавление, так как Тора есть ни что иное, как указание (таков буквальный перевод этого слова) пути к Избавлению.

В заключение нужно заметить, что с этой точки зрения не случайным оказывается тот факт, что обрезание делают именно на восьмой день. Не случайным является и представление христиан о воскресении Иисуса на следующий день после субботы. В какой же еще, как не в восьмой, день оно могло произойти?

Ури Гершович
Доктор Еврейской философии. Преподаватель Открытого Университета Израиля и Еврейского университета в Иерусалиме.
Открытый Университет Израиля.
http://www-r.openu.ac.il/
11
еврейские праздники, евреи

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »